Про AI сейчас не слышал разве что ленивый, живущий вдали от цивилизации человек. О плюсах и минусах и долгосрочном влиянии этой технологии на человечество вообще и на рынок ИТ в частности спорить можно долго и не всегда конструктивно.
Я пользуюсь AI продуктами. Многие ради интереса пробую, некоторые использую достаточно часто для личных и рабочих задач. Я делаю это не только ради интереса. Особую пользу в AI я нашла в том, что он стал для меня большим помощником в писательстве. Нет, искусственный интеллект не пишет за меня роман. Я использую AI именно как помощника, как инструмент, который позволяет сэкономить массу времени и сил. Писать быстрее и, как хочется надеяться, качественней. Больше тратить время непосредственно на создание текста, а не подготовку.
Итак, вот как я использую AI как писатель.
Да, банально, но с помощью AI я генерирую портреты персонажей. Думаю, что многим современным людям важна визуализация. Не только представить образ, но и реально его увидеть. И в этом смысле AI, которое из текстового описания может сгенерировать картинку, становится бесценным помощником.
Для этой цели я использую PlayGround AI Мне нравится этот инструмент тем, что он бесплатный и при этом достаточно функциональный.
Соглашусь, редко когда с первого раза получается то, что нужно. Однако достаточно быстро я пришла к тому, что чем детальней опишешь промт (описание того, что хочешь видеть на выходе), тем лучше будет результат. Это, кстати, очень полезное упражнение само по себе, потому что если до этого ты, как автор не описывал своего персонажа детально, то подготовка промта — хороший повод это сделать. И говоря про описание важны не только цвет волос или глаз и другие внешние характеристики, но и то, какое впечатление должно производить лицо. Должно ли оно быть благородным. Или уставшим. Или смелым. Даже если вы потом не будете использовать это описание в произведение, это упражнение позволит вам лучше продумать персонажа.
С портретами AI справляется очень даже хорошо. Несколько хуже со сложными сценками на несколько людей, которые что-то делают. Ну ли по крайней мере это проблема PlayGround. Но все равно итерация за итерацией можно получить то, что нужно или хотя бы устраивает.
Так собственно я получила картинку для обложки моего нового романа «Последний путь в Джаннатабад«. Итераций было много. Реально много.
Я не отказываю себе в удовольствии придумать имена главным героям, подобрать такое имя, которое максимально подходит образу в моей голове. То же самое и про названия. Я не откажу себе в удовольствии по принципиальным вещам все сделать самостоятельно.
Однако в книге по мимо главных героев случаются персонажи эпизодические, проходные. Назвать их как-то надо, а тратить время на долгое продумывание имени очень не хочется. И тут на помощь приходит AI.
Простой промт в духе «Предложи 10 имен для персонажа, который [кратная характеристика]» позволяет в одну-две попытки получить список, из которого можно что-то выбрать.
Тоже самое работает и с названиями. Во второй главе «Забытого пути в Джаннатабад» Аглая, главная героиня упоминает название деревни, из которой она привезла товар. Название мне предложил AI. В целом неплохо предложил.
Но это простой сценарий. Более сложно я подбирала имя другому персонажу, помощнику главной героини Аглаи. По задумке, он представитель одного из сибирских народов и может превращаться в пушного зверя (ласку, горностая, соболя, для меня было не так принципиально). Мне хотелось, чтобы имя этого героя отражало его звериную натуру.
Я просила дать мне названия разных пушных зверей у разных сибирских народов. Справедливости ради, было не так много красивых слов, которые можно было использовать для имени. Но среди вариантов все же было имя Пак, которое у нивхов означает «горностай». На этом варианте я и остановилась и заодно определилась, в какое животное превращается герой. Еще мне это имя нравится тем, что оно делает отсылку к персонажу шекспировской пьесы «Сон в летнюю ночь». В общем, спасибо AI. Наверное сама я бы не нашла до такого идеального варианта
Одна из сложностей, с которой я сталкивалась при написании произведений, связанных с историей (например из законченных, «Трещина в Камне» про средневекового рыцаря Эгеранта) — это поиск информации. Чтобы произведение было исторически достоверным, приходилось отвечать на очень много вопросов, на которые не всегда быстро находились ответы.
На много вопросов ответов я в итоге не находила. А на те, что я находила, порой уходило очень много времени. Несколько классных историй (например, про то, как Антрес, бессмертный ассасин-призрак из «Кинжала Призрака«, ищет маньяка-убийцу в средневековом Париже) легли на полку, потому что я поняла, что не вытягиваю их с исторической точки зрения, а писать откровенную лажу мне не хотелось.
AI тут для меня стал просто бесценным помощником. Сравнительно быстро можно получить исчерпывающую информацию по почти любому вопросу. Например, из недавнего я интересовалась обстановкой кабинета сибирского купца 18 века и AI дал вполне исчерпывающий ответ, который очень помог мне в одном эпизоде «Забытого пути в Джаннатабад».
Да, я знаю, что у всех AI случаются «галлюцинации»: они выдают правдоподобную, но фактически не очень верную информацию. Но и я не пишу научную диссертацию, а художественную литературу. Для меня правдоподобность является достаточным критерием для использования информации.
Особенно мне нравится то, что можно задать очень конкретный и очень узкий вопрос и быстро, реально быстро получить на него ответ. Для меня, как для писателя, это бесценно. После того, как я закончу «Забытый путь в Джаннатабад» я морально готова начать другую книгу, в которой я никак не могла приступить из-за проблемы сбора информации. Если я ее напишу, то она скорей всего станет возможна благодаря AI.
Вполне нормальный кейс для использования AI писателем — это тот, о кого можно подумать, с кем можно вместе порассуждать, обсудить. Если, конечно, потребность в этом есть, а никого из окружения, кто готов вовлекаться в ваши идеи, нет. И мне кажется, это прекрасный кейс, если он помогает выйти из ступора, находить решения, вдохновляться и все прочее.
Однако для меня оказался гораздо более ценным кейс проверки логики: является ли то, что я написала хоть сколько-то правдоподобным, связанным. В общем — не полным бредом.
Скажем, я придумала, что герои должны идти из пункта А в пункт Б так-то и так-то. С моей точки зрения все хорошо и все логично. Но я так же понимаю, что мои знания не бесконечны и по тем или иным вопросам я легко могу заблуждаться. Поэтому я не стесняюсь проверять логику у AI. К счастью, современные инструменты не просто дают ответ да или нет, но и объясняет, почему он так говорил.
Иногда я даже закидываю на такие проверки целые эпизоды. Обычно, к счастью, я ее прохожу. Что приятно. Для меня, впрочем, ценна оценка восприятия текста и сюжета со стороны. Причем по конкретному куску тексту, что практически невозможно добиться даже от читателя-тестера.
Для меня AI стал неоценимым помощником в писательстве. Возможно, со временем я открою для себя и другие кейсы использования инструментов на основе искусственного интеллекта. Например, я вижу потенциал в озвучке текстов. Тогда буду расширять этот материал новыми кейсами.
Обычно, прочитав книгу, о которой мне есть, что сказать, я сажусь писать отзыв. Однако в…
Из тех авторов Викторианской эпохи, с произведениями которых я познакомилась за последние полгода, пожалуй, слог…
В апреле прошлого года я с семьей перебралась в Грузию. Наверное, мне как хорошему писателю,…
Продолжаю осваивать классику викторианской литературы. На "Мидлмарч" Джордж Элиот у меня ушло на порядок больше…
Перед тем, как начать писать эти итоги я перечитала итоги 2022 года. Забавно, что это…
Я очень интересно знакомлюсь с творчеством Чарльза Диккенса. Я не стала читать "Оливера Твиста", не…