«Нью-Йорк» — книга об истории города, рассказанная на художественный манер. Роман повествует об изменениях, что творились с «большим яблоком» на протяжении четырех столетий его существования. Делает он это через историю вымышленной семьи, Мастеров (это фамилия такая, если что).
Кроме представителей различных поколений Мастеров в романе иногда появляются и другие персонажи, которые призваны характеризовать ту или иную эпоху жизни города. Так, например, О’Доннеллы, брат и сестра родом из Ирландии, появляются в повествовании во второй половине 19ого века, то есть как раз в период массовой эмиграции с изумрудного острова, вызванной картофельным голодом. А семья Карузо показывает нам жизнь и беды итальянских мигрантов начала 20-го века.
Подход к рассказу истории города через историю его жителей на самом деле выбран очень удачно. Во-первых, так можно не просто перечислить факты, вылить на читателя кучу мало запоминающихся имен и действий, а связать все эти события с восприятием тем, кто жил тогда. Особенно хорошо такая расстановка мнений показана в главах про войну за Независимость. А в-вторых, и я не думаю, что для кого-то это сюрприз, истории людей все же запоминаются лучше, чем энциклопедическая сводка.
На самом деле Эдвард Резерфорд собаку съел на книгах подобного формата. У него в копилке 8 книг про разные страны и города (включая, кстати, и про Россию, но она, между прочим, на русский язык не переведена). Поэтому, так сказать, жанр обкатан и проверен временем.
Как человек, который пытался написать роман о событиях середины 20-го века, я понимаю, насколько тяжек труд автора по сбору фактической информации для книги. Ведь без исторических деталей рассказ об эпохе теряет свой флер и становится просто маловнятной фантазией на тему. Резерфорд, по счастью, с фактической частью справляется очень даже неплохо. Местами, правда, даже перегибая палку: некоторые эпизоды вставлялись явно с целью подчеркнуть какие-то очень тонкие исторические детали.
Одним из главных артефактов романа является вантумный пояс. Он сделан из ракушек и в среде индейцев считался очень ценным. Его делает незаконнорожденная дочь-индианка своему отцу, а тот передает его своему сыну. И так далее из поколения в поколение. В Штатах в одном из музеев я видела похожий пояс. Было приятно осознавать, что я знаю, что это за вещь.
И понимая весь этот тяжкий труд автора по сбору информации, я не без горечи вынуждена признать, что с литературной точки зрения «Нью-Йорк» — вещь крайне слабая. Он очень просто, даже как-то примитивно написан. Персонажи редко отличаются своей глубиной. Мужчины из рода Мастер вообще сливаются в единый образ, да так, что кажется, что это просто один человек, который живет вечно и почему-то меняет свои имена.
Что хорошо удается Резерфорду, так это держать напряжение и вставлять в роман эпизоды, достойные лучших экранизаций Голливуда. Например, мне очень понравилась часть, где афера с продажей акций совпадает по времени с попыткой жены Мастера отвадить от него хитрую любовницу и сильной снежной бурей, парализовавшей город.
В целом, если вы любитель истории, то роман «Нью-Йорк» Эдварда Резерфорда доставит вам определенное удовольствие. Не ждите слишком многого с художественной точки зрения. Просто воспринимайте произведение, как возможность узнать некоторые новые для себя вещи, при этом не сильно напрягаясь на тяжелый слог.
Обычно, прочитав книгу, о которой мне есть, что сказать, я сажусь писать отзыв. Однако в…
Про AI сейчас не слышал разве что ленивый, живущий вдали от цивилизации человек. О плюсах…
Из тех авторов Викторианской эпохи, с произведениями которых я познакомилась за последние полгода, пожалуй, слог…
В апреле прошлого года я с семьей перебралась в Грузию. Наверное, мне как хорошему писателю,…
Продолжаю осваивать классику викторианской литературы. На "Мидлмарч" Джордж Элиот у меня ушло на порядок больше…
Перед тем, как начать писать эти итоги я перечитала итоги 2022 года. Забавно, что это…