Блог

Василий Гроссман «Жизнь и судьба» — отзыв на книгу

Книгу Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» я читала полтора месяца, и все это время думала, что надо будет, как я дочитаю ее, написать отзыв. И вот, книга дочитана, но правильные слова находятся только сейчас, несколько недель спустя. Возможно, для осмысления действительно сильной книги требуется какое-то время, и не стоит писать отзыв «по горячим следам».

В последние несколько десятилетий, по крайней мере в фильмах и сериалах, принято показывать Великую Отечественную войну в неком шаблонном виде: героические военные, симпатичные девушки, грустные любовные линии, трагичная гибель за Родину. К счастью, «Жизнь и судьба» далека от этого шаблона. События книги происходят на фоне Сталинградской битвы. Часть героев находится на передовой, другие же очень далеки от фронта. Война в книге — это объективная реальность. Война — это мощная сила, которая влияет на жизнь всех героев и формирует судьбу. Она важна, но при этом бывает невидима, неуловима.

Гроссман явно задался целью показать многочисленный грани войны. Великую Отечественную он прошел, как военный корреспондент, видел разных людей, слушал много историй. Потому не удивительно, что Гроссман хотел раскрыть все по максимуму. Для выполнения этой цели в «Жизнь и судьбу» введено огромное количество персонажей. Честно, мне показалось это одним из существенных недостатков книги. Я только к середине книге смогла зафиксировать у себя в голове главных героев, понять и запомнить кто есть кто, какие у персонажа проблемы и отношения с другими персонажами. Есть герои, которые встречаются в начале книги и под самый ее конец. Я лично с трудом вспоминала, что случилось в самом начале книги с этим вот персонажем. Тем не менее большинство персонажей, как главных, так и проходных, интересные, запоминающиеся.

Не стесняется Гроссман использовать и автобиографичные элементы в книге. Так мать главного героя Виктора Штрума, так же как и мать Гроссмана, погибает в гетто. Штрум обвиняет в ее гибели жену, потому что та отказалась в начале войны вызывать его мать в Москву из-за того, что свекровь недолюбливала ее сына от предыдущего брака. Впрочем, у самого Гроссмана причина отказа супруги была более прозаическая — нехватка места в квартире, где они тогда жили.

Гроссман очень внимательно относится к деталям, наиболее красочно и достоверно описывающих быт и жизнь военного времени. Он фокусируется на таких вещах, порой больше, чем на описании военных кампаний. Именно детали, проявляющиеся как в мелочах, так и в более крупных локациях, и производят больше всего впечатлений. Так упомянутый как бы немного вскользь факт о том, что одна из героинь, Вера, рожала на вмерзшей недалеко от Сталинграда в лед барже в решающий момент битвы за этот город, кажется особенно страшным после того, как описываются обитатели этой баржи и их жизнь на ней. Думаешь, как же страшно должно быть бедной девушке!

При этом, в отличие от того же «Тихого Дона», «Жизнь и судьба» книга совершенно не «чернушная». Я к тому, что даже эпизод, где евреев ведут в газовую камеру, написан очень светло, то есть без наслаждения от смерти бедных людей, а с посылом, что до последнего можно оставаться человеком, уметь ценить жизнь, сохранить надежду, несмотря на нависшую над тобой суровую судьбу. Так Софья Осировна, чьими глазами и описывается эта казнь, в последние моменты свое жизни, уже задыхаясь, осознает себя матерью по отношению к мальчику Давиду, которого она встретила в поезде по пути в лагерь.

Гроссман вообще очень старательно воспевает жизнь, пусть даже короткую, пусть даже несчастную. Особенно его восторгают люди «думающие», те, которые озабочены не только своим бытом и примитивным выживаем. «Думающие» так или иначе размышляют о войне, испытывают жалость, не сдаются и не приспосабливаются. Они готовы пожертвовать своей жизнью ради правого дела и даже принять несправедливость. Среди первых, старый революционер Мостовский, который ввязался в организацию подпольного революционного движения в нацистском концлагере за что и был казнен. Среди вторых, тоже старый партийный работник Крымов, которого в разгар битвы за Сталинград, арестовывают и обвиняют как «врага народа». Он понимает, что до него добралась система, которую он сам же строил.

Особенно мне понравились моменты, когда внешне с персонажем ничего не происходит, но внутри, в маленькой вселенной отдельного человека гремят бури, происходят революции. Вся глубина горя матери, стоящей над могилой сына, ученого, которому нужно предать свои идеалы, чтобы угодить бюрократической машине, отвращение и страх, которое испытывает бравый генерал, получивший от любимой прощальное письмо — в общем то, что кажется коротким эпизодом, показано с удивительной глубиной, ведь для героев это важнейшие моменты в их жизни.

Есть у «Жизнь и судьба» и другой недостаток, кроме переизбытка персонажей — наличие около политических рассуждений автора. Как в каждой серьезной книге, в ней есть, скажем так, философские эпизоды. В большинстве из них высказаны очень здравые, любопытные мысли, связанные с общечеловеческими вопросами. Другая же часть, к счастью меньшая, так или иначе связана с политикой. Собственно именно из-за наличия таких вот рассуждений (хотя, наверное, не только из-за них) книга так и не была опубликована при жизни автора. Хотя того же Сталина он показал справедливым правителем.

История публикации «Жизнь и судьба» — это не только отдельная, в каком-то смысле чудесная история, но и повод задуматься о том, сколько же достойных произведений канули в лету, будучи не напечатанными. У самого Гроссмана отобрали все копии книги, и лишь одна осталась у его близкого и надежного друга. В итоге «Жизнь и судьба» была тайно вывезена заграницу на пленке и уже там опубликована. На русском языке это произведение Василия Гроссмана вышло уже в конце 80-х — начале 90-х. Так чудом не было утеряно, превращено в пепел это выдающееся произведение.

Есть мнение, что «Жизнь и судьба» — это самое великое произведение русской литературы 20 века. К сожалению, я не могу полностью согласиться с этим утверждением. Да, это оригинальная, в чем-то не очень типичная книга советского автора, которую я буду с гордостью рекомендовать, однако у нее явно есть недостатки «технического» свойства: с точки зрения слога, и даже частично сюжета, она могла быть написана лучше, качественней. Но и на это можно было бы закрыть глаза, если бы не поздняя публикация этой книги. Именно из-за этого она не попалала к тому поколению читателей, которому она была адресована. Хоть «Жизнь и судьба» и стала известной, она не стала популярной. Этой книге не хватило обсуждений, критики, цитируемости опять же, то есть она не стала массовой и народной, она не успела повлиять на сознания большого количества людей. А именно без этой составляющей «Жизнь и судьба» остается просто отличной книгой с тяжелой жизнью и судьбой.

admin

Recent Posts

Нам всем есть чему поучиться у Энн Ширли

Обычно, прочитав книгу, о которой мне есть, что сказать, я сажусь писать отзыв. Однако в…

5 месяцев ago

Как AI помогает мне, как писателю

Про AI сейчас не слышал разве что ленивый, живущий вдали от цивилизации человек. О плюсах…

6 месяцев ago

«Поклонники Сильвии» Элизабет Гаскелл — отзыв на книгу

Из тех авторов Викторианской эпохи, с произведениями которых я познакомилась за последние полгода, пожалуй, слог…

7 месяцев ago

Год в Грузии

В апреле прошлого года я с семьей перебралась в Грузию. Наверное, мне как хорошему писателю,…

8 месяцев ago

«Мидлмарч» Джордж Элиот — отзыв на книгу

Продолжаю осваивать классику викторианской литературы. На "Мидлмарч" Джордж Элиот у меня ушло на порядок больше…

9 месяцев ago

Итоги 2023 года

Перед тем, как начать писать эти итоги я перечитала итоги 2022 года. Забавно, что это…

12 месяцев ago