Классическая литература интересна и знаменательна тем, что она находится вне времени. Исторический контекст может меняться, но описываемые проблемы вечные, понятные, актуальные несмотря не на что. Как ни странно, но «Крейцерову сонату», несмотря на то, что ее автор общепризнанный классик Лев Толстой, в таким произведениям я лично отнести не могу. Главным образом потому, что основной вопрос, поднимаемый в этой повести, несколько устарел.
Признаюсь, что тематика «Сонаты» не оказалась для меня неожиданной. В прошлом году урывками читала книгу о повседневной жизни Льва Николаевича, где, в частности, упоминалась о его сексуальных похождениях до женитьбе и негативному его отношению к этому. Меня особенно позабавил термин, который он для этого придумал — «чувство оленя». Ну ведь правда, не может же граф, будущий великий писатель банально «хотеть бабу».
В «Крейцеровой сонате» Толстой прямо, в показательно яркой форме, высказывают свою позицию относительно того, сколько похоть и одобряемые обществом способы ее удовлетворения могут приносить бед человеку, и насколько разрушительны они для мужской личности. Эмоции главного героя, в чьи уста Толстой вкладывает свои мысли, гипертрофированы до предела. Мне лично показалось, что это не живой человек, а кукла для конкретной роли. Главный герой представляется односложным, зацикленным на проблеме своих сексуальных потребностей, гадливости и прочих чувств. В аннотациях часто пишут, что «Крейцерова соната» она про ревность. По-моему про ревность там ни слово, зато очень много слов про негативные чувства лишающие возможности мыслить разумно и рационально, а так же про эмоциональный мазохизм.
Так в чем же устарелость «Крейцеровой сонаты»? Прежде всего потому, что реалии межгендерных отношений существенно изменились. Разводы стали массовым явлением, отгремела сексуальная революция, стали более надежными средства контрацепции, женщинам в общественном сознании было дано такое же право испытывать потребность в сексе, как и мужчинам. Ситуация «Сонаты» — это ситуация прошлого. В современном мире неудачно женившийся мужчина разводится достаточно быстро, а не заводит пятерых детей, не живет с супругой в напряженной обстановке долгие годы, и в итоге не находит повод чтобы ее убить. Современный мужчина не считает, что если женщина отказывается постоянно рожать — она какая-то не правильная (что же поделать, Лев Николаевич, нынче ограничивать себя в потомстве — это нормально). Современный мужчина не будет считать врачей злодеями и уж точно не будет осуждать желание матери с помощью докторов сделать своего ребенка более здоровым.
На мой взгляд, хорошо, что мир изменился в ту сторону, где «Крейцерова соната» Толстого стала неактуальным произведениям. Любовные и сексуальные отношения не стали проще, однако упростилось главное — возможность перекатить неприятные отношения, которые уничтожают человека изнутри. Любовь и брак — это повод быть счастливым, а не марать руки в крови.
Что касается самой книги, у Толстого есть более достойные вещи, как с сюжетной, так и с лингвистической точки зрения. Так что прочитайте лучше хоть хрестоматийную «Анну Каренину», вот она уж точно на все времена.
Обычно, прочитав книгу, о которой мне есть, что сказать, я сажусь писать отзыв. Однако в…
Про AI сейчас не слышал разве что ленивый, живущий вдали от цивилизации человек. О плюсах…
Из тех авторов Викторианской эпохи, с произведениями которых я познакомилась за последние полгода, пожалуй, слог…
В апреле прошлого года я с семьей перебралась в Грузию. Наверное, мне как хорошему писателю,…
Продолжаю осваивать классику викторианской литературы. На "Мидлмарч" Джордж Элиот у меня ушло на порядок больше…
Перед тем, как начать писать эти итоги я перечитала итоги 2022 года. Забавно, что это…