Когда-то давно меня очень сильно поразил тот факт, что к 6-7 годам почти все дети учатся врать. Более того неумение врать считается дефектом развития. Факт поразил меня потому, что как оказалось врать — это нормально, а не нормально не уметь врать. И, конечно, это идет в огромное противоречие с тем, что нам с детства твердят, что врать не хорошо. Видите, взрослые (которые уже мы), не все так очевидно.
Как говорил доктор Хаус — «Все врут». Наверное, мы привыкли жить в мире, где все врут и в этом ничего такого нет. Все врут в резюме, все врут на свиданиях и собеседованиях, все врут самим себе. Можно к этому по-разному относиться, но это так.
Слово ложь носит негативную окраску, потому что она воспринимается антиподом правды. Но чтобы говорить «не правду», нужно знать что такое «правда».
Как говорилось в одной из книг Терри Праттчетта: «Пока правда успевает надеть ботинки, ложь успевает облететь весь мир». Иногда правда кажется чем-то простым, очевидным. Но порой осознать и, главное, принять правду требует усилия. Большого или малого.
Мы не всегда знаем правду. О себе. О наших чувствах. О мире, в котором мы живем. Ориентация современного общества на науку и рациональность заставляет нас думать, что все познаваемо, что правда, она как неоспоримый факт. Она такая и никакая иначе. Но даже здесь, как оказывается, не все так очевидно. Сколько раз за последние века менялись представления человечества о многих естественных явлениях. А если говорить про философию и о том, что находится в рамках этой науки, ух… как кажется, истина тут никогда не будет найдена.
Правда — это не просто. Правда не всегда очевидна. Правду тоже надо знать. И пока ты не знаешь, что является истинным, ты не можешь откровенно врать на этот счет. Ты скорее будешь жить в области между этими двумя полюсами. В «серой зоне». В царстве заблуждений.
Именно заблуждения, а не ложь, и являются настоящей «зоной комфорта». Потому что мы думаем, что знаем правду и не тратим усилие на придумывание лжи. Нам так спокойней и удобней. Пожалуй, это даже более опасное состояние, чем откровенно врать. Врущий всегда знает, что истинно, просто в слух он говорит другое. Врущий ищет подходящие слова, чтобы скрыть правду. Врущий в общем-то знает, что он делает что-то не очень морально приемлемое. Привет, угрызениям совести. Согласитесь, когда вы этого всего не знаете, ведь как-то спокойней?
Так какой вывод? Правда — это сложно, а ложь — легко? На мой взгляд, ложь, настоящая осознанная ложь, это так же сложно как и правда, потому что знать правду — это сложно. А просты только заблуждения, эдакий лимб между правдой и ложью. И может быть тот факт, что все дети учатся врать к 7 годам, говорит не о том, что люди неизбежно становятся лжецами, а в том, что в какой-то момент мы учимся видеть и признавать правду?
Обычно, прочитав книгу, о которой мне есть, что сказать, я сажусь писать отзыв. Однако в…
Про AI сейчас не слышал разве что ленивый, живущий вдали от цивилизации человек. О плюсах…
Из тех авторов Викторианской эпохи, с произведениями которых я познакомилась за последние полгода, пожалуй, слог…
В апреле прошлого года я с семьей перебралась в Грузию. Наверное, мне как хорошему писателю,…
Продолжаю осваивать классику викторианской литературы. На "Мидлмарч" Джордж Элиот у меня ушло на порядок больше…
Перед тем, как начать писать эти итоги я перечитала итоги 2022 года. Забавно, что это…