Есть такой прекрасный пятитомник от коллектива французских авторов под называнием «История частной жизни». Когда-нибудь я прочитаю все пять книг от корки до корки и напишу отдельный отзыв на этот фундаментальный труд, однако пока очень хочется поделиться мыслью, которая у меня возникла после прочтения томика про 19 век.
Я заметила, что огромная часть элементов нашей повседневной жизни зародилась еще в 19 веке.
Казалось бы за 20 век с его глобальными социальным сдвигами, развитием технологий столько всего в нашей обычной жизни должно было поменяться. Что-то действительно поменялось, однако очень много явлений с небольшими изменениями все еще с нами.
Приведу несколько примеров.
Мой любимый — это приемы пищи. По сути текущий режим питания (завтрак утром, обед — днем, ужин — вечером) складывается именно в 19 веке. Причем наиболее показательна трансформация именно вечернего приема пищи, который постепенно переносился с 16-17 часов на более позднее время (18-19:30). Одна из возможных причин: занятость мужчин на работе.
Алкоголизм и, соответственно, борьба с ним тоже зародился именно тогда. Это не значит, что люди раньше не напивались, однако, как правило употребление алкоголя было, как правило, социальным и событийным. Привет большим и шумным деревенским праздникам. К концу 19 века увеличивается количество тех, кто пьет в одиночку и пьет каждый день. Особенно среди «низов», для которых алкоголь становится дешевым и доступным удовольствием. Интересно, кстати, то, что в конце 19 века легкий алкоголь (пиво, сидр) привлекают меньше, чем более крепкий (вино, настойки, ликеры, абсент).
Отпуск и каникулы, как обязательная смена деятельности и образа жизни, тоже становится частью повседневности во второй половине 19 века. Связано это, в том числе, и с развитием городов. Отъезд из города, общение с природой постепенно становится естественным чередованием с работой. И хотя процесс завершается уже в первой трети двадцатого века с принятием законов об оплачиваемых отпусках, тем не менее эта тенденция зародилась именно в 19 веке.
Понятно, что многие явления пришли из буржуазной среды, то есть из сравнительно немногочисленной прослойки обеспеченных людей, и переходили в «народные массы» сильно позже. Тем не менее часть тенденций (например, стремление к индивидуализации, уменьшение количества детей) в целом прослеживаются во всех слоях. В том числе потому, что бедные так или иначе хотят подражать богатым. Ничего, кстати, не напоминает?
Чем больше я читала том «Истории частной жизни» про 19 век, тем сильнее поражалась: нас приучили к тому, что мир меняется быстро, стремительно. Однако во многих фундаментальных аспектах это не так.
На мой взгляд, это ни хорошо, ни плохо. Просто надо понимать и принимать, что в обществе, а значит и в каждом из нас, есть серьезная пассивность. Мы многое очень неосознанно наследуем от предыдущих поколений. И тем не менее это не значит, что мы не привносим и что-то новое. Только заметны эти перемены будут далеко не сразу. Возможно, много десятилетий спустя, в разгар 22ого века, кто-нибудь напишет пост на тему «Наш образ жизни родом из 21ого века».
Обычно, прочитав книгу, о которой мне есть, что сказать, я сажусь писать отзыв. Однако в…
Про AI сейчас не слышал разве что ленивый, живущий вдали от цивилизации человек. О плюсах…
Из тех авторов Викторианской эпохи, с произведениями которых я познакомилась за последние полгода, пожалуй, слог…
В апреле прошлого года я с семьей перебралась в Грузию. Наверное, мне как хорошему писателю,…
Продолжаю осваивать классику викторианской литературы. На "Мидлмарч" Джордж Элиот у меня ушло на порядок больше…
Перед тем, как начать писать эти итоги я перечитала итоги 2022 года. Забавно, что это…