Блог

«Колыбель для кошки» Курт Воннегут — отзыв

Есть книги, про которых чем меньше знаешь до того, как начнешь читать, тем лучше. Так восприятие книги будет максимально чистым. Без примесей чужого мнения о книге. Про «Колыбель для кошки» Курта Воннегута до ее чтения я знала только то, что это хорошая книга, одна из лучших у этого автора. Уже сильно постфактум я вспомнила, что в ней должно быть что-то про ядерную бомбу. А вспомнив — сильно удивилась, потому что для меня «Колыбель для кошки» оказалась книгой не про смертельное оружие, которое способно уничтожить мир, а книгой о вере.

Тема веры поднимается в книге с разных сторон. Наиболее явная — это боконизм, в прямом смысле слова религия, которую тайно исповедуют жители острова Сан-Лоренцо, одной из локаций книги. Автором этой религии является один из персонажей — Боконон. Он не появляется в действии вплоть до самого конца, но, пожалуй, именно с ним читатель знакомится лучше всего, за счет того, что главный герой Иона, от лица которого ведется повествование, все время ссылается на его труды. Иона, сам называя себя боконистом, так часто ссылается на карасс (группа людей, которая, не ведая того, вместе выполняет единую задачу) и другие термины боконизма, что ближе к концу книги уже волей-неволей начинаешь принимать истинность такого представления мира.

Но все же «Колыбель для кошки» — книга не о вере в классическом ее понимании. Скорее о том, что любому человеку не чужда вера во что-то иррациональное и нелогичное. Каким бы человек не был, такого рода вера обязательно будет. Она не просто «мелкий пунктик», а нечто настолько вплетенное в мир и сознание человека, что он просто не мыслит себя без него. Так одна из героинь, Хэзел, хужер, жительница Индианы, уже после «конца света» шьет американский флаг и просит главного героя поставить его на горе. Штатов уже, скорей всего, нет, но Хэзел продолжает верить в силу этого символа и не жалеет сил на то, чтобы следовать этой своей «мелкой» вере.

Есть еще один не маловажный аспект отражения темы веры в «Колыбели для кошки». Это вера в то, что твои представления о человеке, его образ, выражаясь современным языком, «аватар» и есть он сам. Пожалуй, самой яркой иллюстрацией этого является Мона Эймонс Монзано, светловолосая негритянка, самая красивая девушка острова Сан-Лоренцо. Вот как описывает свои чувства главный герой, который только увидел ее фотографию:

«Я представлял себе любовь с Моной Эймонс Монзано, и этот мираж, эта Фата-Моргана стала страшной силой в моей бессмысленной жизни. Я вообразил, что она сможет дать мне гораздо больше счастья, чем до сих пор удавалось другим женщинам.»

В итоге Мона Эймонс Монзано, признанная богиня любви, оказывается фригидной, неспособной ни на какие чувства.

Перейдем от тематики «Колыбели для кошки» к ее художественным характеристикам. Читателю, воспитанным на классических романах, структура и формат могут показаться непривычными. Однако именно мелкая разбивка на короткие главы придает истории динамичности при том, что сам сюжет книги сложно назвать таковым.

В «Колыбели для кошки» есть такая, как мне видится, типично американская черта включать много мелких историй, которыми герои делятся друг с другом. Местами такой прием кажется избыточными, создающим «информационный мусор» романа, но в данном случае подобное усложнение наоборот украшает сравнительно простой и незамысловатый сюжет.

Я уже два раза упомянула о простоватом сюжете книги. Действительно, в начале, когда главный герой собирает информацию о создателе ядерной бомбы, его изыскания кажутся скучными, непонятными. Они и являются необходимой прелюдией к событиям на острове Сан-Лоренцо, но все же сюжетно вторая часть книги интересней и больше запоминается. Ее хотя бы можно пересказать не в двух словах, как первую.

Я вынуждена признать, что главной силой «Колыбели для кошки» являются не ее литературные особенности (есть фантастические книги и по-сильнее), а богатая почва для мыслей, которые приходят после прочтения книги. Я восприняла ее как книгу о вере, кто-то решит, что она об опасности технологий, а кто-то еще, что она совсем о другом. Наверное, потому ее до сих пор и читают. Ведь так классно находить в книге не только то дно, которое изначально заложил в него автор.

admin

Recent Posts

Год в Грузии

В апреле прошлого года я с семьей перебралась в Грузию. Наверное, мне как хорошему писателю,…

3 недели ago

«Мидлмарч» Джордж Элиот — отзыв на книгу

Продолжаю осваивать классику викторианской литературы. На "Мидлмарч" Джордж Элиот у меня ушло на порядок больше…

1 месяц ago

Итоги 2023 года

Перед тем, как начать писать эти итоги я перечитала итоги 2022 года. Забавно, что это…

4 месяца ago

«Домби и сын» Чарльз Диккенс — отзыв на книгу

Я очень интересно знакомлюсь с творчеством Чарльза Диккенса. Я не стала читать "Оливера Твиста", не…

5 месяцев ago

«Смотритель» Энтони Троллоп — отзыв на книгу

Продолжаю знакомство с викторианской литературой и прочитала "Смотрителя" Энтони Троллопа. Произведение сравнительно небольшое (что, конечно,…

6 месяцев ago

«Север и Юг» Элизабет Гаскелл — отзыв на книгу

Недавно я прониклась списком бестселлеров Викторианской эпохи и решила почитать тех авторов, творчество которых прошло…

7 месяцев ago