Categories: Блог

Будущее образования

В последнее время я с совершенно разных источников слышу совершенно разные по своему содержанию и накалу страстей дискуссии на тему образования, его угнетающего текущего состояния и возможностей его развития. Потому я решила высказать свое мнение по этому поводу.

Как справедливо было отмечено в одном из роликов на эту тему, школа в свое время стала отличным способом массового обучения людей. До этого, как известно, образование было домашним и, соответственно, доступным лишь для привилегированных слов общества. Впрочем, следует так же признать, что вплоть до промышленной революции большинству людей особо и не нужно было. Но пришла промышленная революция и массовая потребность в образованных людях появилась.

Школа по сути своей тот же конвейер Генри Форда. В него попадают «заготовки», которые обрабатываются согласно некой программе, и на выходе получается человек с неким заранее заданным набором знаний. С точки зрения массовости образования, школа, действительно, выдающийся инструмент общества.

Однако, единственное, что общее у детей одного класса — это их возраст. Школа не учитывает, что все дети разные, с разными способностям и личностными качествами. Она не может это учитывать и, по хорошему, не должна. Ее задача все-таки выпустить продукт среднего качества с некоторым возможным браком. Школа в равной степени не приспособлена для тех кто выше и ниже среднего.

Отдельно стоит отметить и то, что современные школьные образовательные программы в России мало справляются с задачей готовить среднестатистического образованного человека. Я училась в очень хорошей школе, отличница, медалистка,  однако единственное знание, кроме чтения и писания, полученное в школе, которое я использую каждый день — это знание английского языка. Я уверена, что среди моих одноклассников лишь единицы так же активно пользуются английским языком, как я.

Это говорит о том, что современная школьная программа не выполняет своей роли. Базовые знания, которые получает наш среднестатистический образованный индивид, уже совершенно не соответствуют реалиям этого мира. Российская школа хорошо расширяет общий кругозор, уделяя огромное внимания как гуманитарным, так и естественным наукам. Отчасти это правильно: сложно понять, что тебе нравится, скажем, химия, если ты никогда с ней не сталкивался. И хотя я с большим удовольствием изучала и биологию, и физику, и географию в школе, сейчас я не уверена, что действительно стоило уделять столько лет и сил на этим наукам.

Надо отметить, что эти науки, которые для большинства современных детей так и останутся не более чем неприятной обязанностью, преподаются на достаточно высоком уровне. В то время, как более практичные вещи, как например, право или экономика так и остались на каком-то детсадовском уровне. Права все-таки была Шэрон Лектер, соавтор книги «Бедный папа, богатый папа», что не прививаются детям основы финансовой грамотности, которые пригодятся им несколько больше, чем особенности Белого моря.

Впрочем, так же современная школа так же не учит учиться. Мне кажется, что все направлено либо на зубрежку (хотя, например, в изучении языков без этого никак), либо на обход системы. Я думаю, все помнят, насколько это было круто списать контрольную работу. Уметь учиться и, главное, любить учиться — это то, что очень пригодится в жизни, когда тебе нужно развиваться, узнавать больше, но над тобой не стоит ни угроза жирной двойки в дневнике и ни папы с ремнем. И что-то мне подсказывает, бесконечные подготовки к ЕГЭ этому никак не способствуют.

Впрочем, знания — это не единственное, что дает школа. Школа социализиует маленького человека, учит его каждый день быть в группе людей, который он может даже и не любить. Она дисциплинирует, учит вставать по будильнику, выполнять задачи в срок. Опять же, школьные друзья, которые часто проходят с нами через всю жизнь. Надо признать, что если знания может дать и репетитор, то вот в плане социальных навыков школа на текущий момент практически не заменима. По крайней мере с моей точки зрения.

И все же есть как минимум один социальный навык, который плохо развивает школа. Это умение работать в команде. Самостоятельные работы, диктанты, контрольные — все это что-то направленное на одного исполнителя, то есть на самого себя. Я не помню ни одной учебной активности, которая была бы направлена на то, чтобы несколько человек, совместными усилиями выполнили бы какую-либо задачу. Но зато всем классом стенгазеты рисовали и танцы ставили.

Вскоре после того, как я начала работать, я открыла для себя одну удивительную вещь: каким бы хорошим не было твое образование, каким бы прекрасным учеником ты бы не был, все твои знания ничего не стоят, пока ты не научишься применять их на практике. Учила ли меня этому школа? Нет. Учил ли университет? То же нет. У нашего образования очень плохо развита практическая сторона применения знаний. Даже лабораторные по физике\химии носят какой-то теоретический характер: ученику предлагается выполнить четкую последовательность шагов, чтобы получить некий ожидаемый результат. И это не говоря уже о том, что результат, который был достигнут собственными усилиями вдохновляет, как ничто другое.

Высказав свою критику образовательного процесса (в основном, правда, школьного), не могу не высказать свои соображения на этот счет.

Как мне кажется, школьные годы могут и должны использоваться для гармоничного развития личности. Ребенку необходимо получать не только знания, одобренные Министерством Образования. Для этого в массовом доступе должны быть доступны краткосрочные курсы или мастер-классы по интересным вопросам. Скажем, заинтересовалась дитятя архитектурой, его отправили на общий курс из 8 занятий по этой теме. Захотелось углубиться — вот, пожалуйста, полугодичный углубленный курс. Надеюсь, идея понятна. Частично, с этой ролью справится Интернет и становящиеся все более и более популярными порталы он-лайн обучения, типа Курсеры. Однако даже взрослым, порой, сложно организоваться, чтобы систематически заниматься он-лайн, а что уж говорить о детях и подростках.

Так же в процессе обучения следует больше уделять внимания все той же практичной деятельности. Если возвращаться к примеру с архитектурой, то пускай ребенок сделает модель и чертежи здания (жилого дома или же офисного центра, неважно). Так он реально прочувствует, что значит быть архитектором, оценит это на таком вот примере.

Возможно, что именно при такой моделе мы получим на выпуске детей, которые, во-первых, представляют, что им интересно в этой жизни и какой профессии учиться уже в высших учебных заведениях. Во-вторых дети будут выходит в мир с разными знаниями и навыками, что правильно, ведь все мы действительно разные. Еще это позволяет расширить круг общения ребенка, что улучшит его социальные навыки. И наконец, что не совсем очевидно, это так же позволит взрослым, родителям этих самых детей, так же открывать для себя что-то новое, становясь лучше и образованней.

Я понимаю, что звучит несколько идеалистично. Однако в условиях, когда изменившийся мир, общество и рынок требуют совершенно иного подхода к образованию, возможно, именно идеализма и не хватает.

admin

Recent Posts

Год в Грузии

В апреле прошлого года я с семьей перебралась в Грузию. Наверное, мне как хорошему писателю,…

3 недели ago

«Мидлмарч» Джордж Элиот — отзыв на книгу

Продолжаю осваивать классику викторианской литературы. На "Мидлмарч" Джордж Элиот у меня ушло на порядок больше…

1 месяц ago

Итоги 2023 года

Перед тем, как начать писать эти итоги я перечитала итоги 2022 года. Забавно, что это…

4 месяца ago

«Домби и сын» Чарльз Диккенс — отзыв на книгу

Я очень интересно знакомлюсь с творчеством Чарльза Диккенса. Я не стала читать "Оливера Твиста", не…

5 месяцев ago

«Смотритель» Энтони Троллоп — отзыв на книгу

Продолжаю знакомство с викторианской литературой и прочитала "Смотрителя" Энтони Троллопа. Произведение сравнительно небольшое (что, конечно,…

6 месяцев ago

«Север и Юг» Элизабет Гаскелл — отзыв на книгу

Недавно я прониклась списком бестселлеров Викторианской эпохи и решила почитать тех авторов, творчество которых прошло…

7 месяцев ago