Блог

«Оно» Стивен Кинг — отзыв на книгу

Удивительно, но факт, до этого классического произведения одного из моих самых любимых писателей я добралась вот только что. Причем я решилась познакомиться с «Оно» в аудиоформате. А это больше 50 часов прослушивания, на что у меня суммарно ушло около двух месяцев. Звучит как безумие, однако я рада, что «Оно» вошло в мою жизнь именно так. Игорь Князев все-таки прекрасный чтец. Разные голоса, которыми говорит один из героев Ричи, в частности, шикарно ему удались. У аудио формата, на мой взгляд, есть и еще одно преимущество. Когда ты читаешь книгу и история тебя увлекает, ты начинаешь ускоряться, читать поверхностно, чтобы быстрее узнать чем же все закончится. А при поверхностом чтении невольно пропускаются сочные детали, которые особенно хорошо удаются Кингу. Чего не происходит с аудиокнигой. Таким образом при прослушивании, я смогла полностью погрузиться в историю во всей её пугающей красе.

50-е годы 20 века. В городке Дерри, штат Мэн, происходят таинственные убийства и пропажи детей и подростов. Первой жертвой становится мальчик в желтом дождевике, брат главного героя Билла. Последующие ужасающие и загадочные события убеждают Билла, что смерть брата не трагическая случайность. Он вместе со своми шестью друзьями решают противостоять неизвестному злу и, как им кажется, побеждают его. Боясь, что зло — то самое Оно — может вернуться, дети дают клятву вернуться в Дерри и завершить дело, если все-таки Оно не погибло окончательно. Почти тридцать лет спустя убийства снова начинаются. Всей семерке приходится вспомнить о своей клятве. Вот только они напрочь забыли о том лете, когда они сражались с Оно.

Кингу плохую службу играет амплуа «короля ужасов», потому что оно невольно отвращает от его произведений тех, кто по собственному заявлению ужасы не любит. Да, в «Оно» достаточно жутковатых моментов, жутковатых очень по-разному, но описанных настолько ярко, что этим невозможно не восхищаться. Эта наполненность интересными и яркими деталями, кстати, одно из того, за что я лично обожаю Кинга. Возможно, не всегда эти жуткие моменты действительно оправданы. Но суть не в этом. Если поставить «Оно» штамп книги-ужастика (причем еще и пугающего объема), можно легко пропусть действительно выдающийся роман.

На первый взгляд может показаться, что «Оно» выстроен по классической для Кинга формуле. Агенты Добра борятся со Злом. Не борьба Добра и Зла напрямую. Добро нужны «представители», чтобы победить зло. Другая толстая и знаковая книга Кинга «Противостояние» глобально тоже про это, хотя, конечно масштаб там совсем другой. Добро у Кинга, почему-то, не может сражаться само, напрямую. В «Противостоянии» Добро хоть и получило персонификацию в лице Матушки Абигейл, но она никогда лицом к лицу не сражается с Рэндаллом Флэггом (персонификацией Зла). С ним борятся ее люди.

Агенты Добра, что в «Противостоянии», что в «Оно», сами по себе люди добрые, положительные. Да, у них есть свои недостатки, свои пережитые или не пережитые драмы и травмы, свои ошибки. Они же все-таки люди, а не картонные архетипы. Однако в глубине каждого из них есть очень фундаментальная доброта, которая и становится источником силы в борьбе со Злом.

Впрочем, на мой взгляд, ключевая тема «Оно» отнють не борьба Добра со Злом. Эта борьба вечна. Она становится драйвером сюжета. Однако «Оно» не про это.

«Оно» — это лучший роман о детской дружбе, который я читала.

«Как так?» — спросите вы. Как может очень взрослая книга (по всем параметрам, не только из-за метки 18+ на обложке) быть лучшим романом о детской дружбе? Это же удел наивных и идеалистичных книг для детей и подростков.

В том то и дело, что книги о дружбе для дошкольников и школьников показывают дружбу между детьми, когда те еще дети. Кинг же не только ярко рассказывает о том, как складываются и развиваются отношения семи друзей в их детстве, но и показывает этих же самых героев во взрослом возрасте. Это нужно, чтобы продемонстрировать и светлые моменты детской дружбы, и ее неизбежный и достаточно темный финал. Детская дружба заканчивается и забывается. Какими бы яркими и прекрасными не были воспоминания о беззаботных днях вместе одним необычным летом, взрослая жизнь расставляет все на свои места. Как бы ты не был рад нежданному звонку от друга детства, как бы ты не божился каждый раз в конце этого звонка общаться чаще, этого не происходит. Не всем хорошим вещам быть с нами всю нашу жизнь. Увы, некоторые должны остаться в прошлом.

«Оно» прекрасно доносит эту достаточно горькую истину. Доносит в том числе и за счет интересно выстроенного сюжета. Линии героев-детей и героев-взрослых идут практически параллельно. Герои-взрослые по кусочкам собирают свое детство, переживают заново все знаковые для них моменты. Однако вплоть до финальной схватки с Оно, они не создают новых совместных воспоминаний. Сила их команды осталась в прошлом. Герои в состоянии использовать крупицы этой силы из воспоминаний, из старых чувств друг к другу, чтобы победить Оно, но мы, читатели, понимаем: все это лебединая песня тому, что было их детской дружбой.

Есть в «Оно» и другая мысль, которая мне показалась важной для романа. Прямо она была высказана в книге лишь однажды. Приведу цитату.

Эди хотелось, больше чем когда бы то ни было, оказаться сейчас в Пустоши, со своими друзьями. Мысль о монстре, каком-то огромном монстре, шныряющем под городом, где он родился и вырос, использующем дренажные тоннели и канализационные трубы, чтобы перебираться с места на место, пугала, другая мысль — вступить в борьбу с этим чудовищем и победить, пугала еще больше… но все лучше, чем находиться здесь. Как можно бороться со взрослым, который говорил, что больно не будет, когда ты знал, что будет, да еще как? Как можно бороться со взрослым, который задавал тебе странные вопросы и говорил что-то непонятное вроде: «Это продолжалось достаточно долго»? То есть, чуть ли не случайно, думая совсем о другом, Эдди открыл одну из великих истин детства: настоящие монстры — взрослые.

Настоящие монстры — взрослые.

Если вдуматься и проанализировать судьбу героев романа, то, действительно можно осознать, что больше всего героев-детей искалечило не чудовище Оно (в определенной степени Оно сделало их даже лучше), а именно взрослые. На Билла хуже всего повлияла не смерть его брата, а то, как его родители ее переживали. Ожирение Бэна поддерживалось страхами его матери. Отец регулярно избивал Беверли, мотивируя это беспокойством за нее. А уж то, как мать Эдди контролировала его через веру в его несуществующие на деле заболевания, почти что классика гиперопеки. Тема монстров-взрослых касается не только протогонистов. Гэнри Бауэрс — хулиган, который ненавидит главных героев — то же искалечен своим психически не здоровым отцом. В этом смысле «Оно» неплохое напоминание нам, взрослым, о том, что многие наши действия или бездействия могут крайне негативно влиять на наших детей.

Как о всяком хорошем романе, где есть много разных уровней, про «Оно» можно говорить достаточно долго, отмечая как его положительные стороны, так и недостатки. Так что я, пожалуй, остановлюсь.

«Оно» — великолепный современный роман. Вероятно, он не всем придется по душе, в виду того, что в нем есть жутковатые моменты. Однако, если вы отнесетесь ко всем «страшилкам», как к неотъемлимой части этой захватывающей и глубокой истории, вы получите удовольствие от чтения этой книги. Для меня лично «Оно» внезапно стало одной из любимых книг (кто сказал, что список любимых книг формируется раз и навсегда?). Я даже купила ее в бумажном виде, чтобы пополнить ей свою домашнюю библиотеку, а это честь, которой удостаиваются не все художественные произведения.

admin

Recent Posts

Год в Грузии

В апреле прошлого года я с семьей перебралась в Грузию. Наверное, мне как хорошему писателю,…

2 недели ago

«Мидлмарч» Джордж Элиот — отзыв на книгу

Продолжаю осваивать классику викторианской литературы. На "Мидлмарч" Джордж Элиот у меня ушло на порядок больше…

1 месяц ago

Итоги 2023 года

Перед тем, как начать писать эти итоги я перечитала итоги 2022 года. Забавно, что это…

4 месяца ago

«Домби и сын» Чарльз Диккенс — отзыв на книгу

Я очень интересно знакомлюсь с творчеством Чарльза Диккенса. Я не стала читать "Оливера Твиста", не…

4 месяца ago

«Смотритель» Энтони Троллоп — отзыв на книгу

Продолжаю знакомство с викторианской литературой и прочитала "Смотрителя" Энтони Троллопа. Произведение сравнительно небольшое (что, конечно,…

6 месяцев ago

«Север и Юг» Элизабет Гаскелл — отзыв на книгу

Недавно я прониклась списком бестселлеров Викторианской эпохи и решила почитать тех авторов, творчество которых прошло…

7 месяцев ago