Знакомые со мной люди, наверняка, знают, что я большой любитель старых фильмов. И под старыми я подразумеваю не 80-90 годы прошлого века, а 30-50. По большей части я смотрю голливудское кино той эпохи, потому что советские фильмы, честно говоря, осилить крайне сложно, даже при всем моем желании.
Старые фильмы я люблю по многим причинам. За их театральность, которая разбавляется теми сценами, которые могут быть только на экране, а не на сцене. За то, что они очень хорошо передают нравы, вкусы и проблемы той эпохи, в которую их снимали. Например, посмотрев даже самый обычный, далеко не «оскаровский» фильм 50 годов (то же «Ребро Адама») можно узнать, что в ту эпоху носить шляпы — было нормально. Сцена, где толпа людей, одетых с иголочки в костюмы и шляпы, впихивается в вагон метро. По текущим меркам выглядит дико, но, блин, это же было нормой еще совсем недавно.
Еще интересно узнавать, как в то время люди представляли себе будущее, в том числе и то, которое для нас уже стало прошлым. Когда я смотрела оригинальный Стар Трек, меня поразило то, что в 60-е года все считали, что в 90-е комические полеты зайдут куда дальше и серьезней, чем это есть даже в 2010-х.
Я так же люблю старые фильмы за то, что они не устаревают. Многие проблемы поднятые в них до сих пор актуальны и понятны. Например, переживания отца невесты из одноименного фильма 1950 года со Спенсером Трейси в заглавной роли. Или любовные метания героини Ингрид Бергман из знаменитой «Касабланки».
Но есть еще одна вещь, за которую я люблю и смотрю старые фильмы. В отличие от всего выше перечисленного она встречается гораздо реже. Но при этом она на порядок круче всего, что я написала выше.
Это то, что можно назвать Вау эффектом старого кино.
Первый раз я почувствовала этот Вау эффект после пересмотра фильма «Унесенные ветром» в уже сознательном возрасте. Меня поразило то, что этот фильм, вышедший на экраны в 1940 году, выглядит очень даже современным. В отличие от более поздних фильмов тех же 60-х годов, он совершенно не режет глаз зрителю, который привык ко всяким кинематографическим вкусностям, типа «Аватара». Но при этом в 1939 году, когда фильм непосредственно снимался, не было даже компьютером, не говоря уже о компьютерной графики. Все батальные и масштабные сцены были сняты в живую, с применением всяких хитростей. Сейчас, такое ощущение, что уже разучились снимать без «зеленого фона».
Единственные слова, которые есть в фильме, не в качестве «субтитров» немого фильма — это табличка, которая лежит на груди мертвого матроса, который и поднял восстание. «Из-за ложки борща». Простая фраза, но в которой сосредоточено столько боли, негодования и чувства несправедливости. Эта табличка с надписью, равно, как и другие яркие детали, вроде попа со вздыбленными волосами, раненного ребенка, которого топчут сбегающие с лестницы люди, знаменитой коляски — они все призваны вызвать в зрителе правильные эмоции. Возможно, они слегка преувеличены и какой-то степени зрелищно-кинематографичны, но почему-то немому кино ты это позволяешь — ведь у него так мало других инструментов.
В конце фильма победоносный «Потемкин» гордо плывет прямо на зрителя. Эзейнштейн, словно добивался того, чтобы корабль словно преодолел барьер между экраном и зрительным залом. Это, конечно, не новомодное 3D, однако ощущение все же потрясающее.
Я призываю вас к тому, чтобы найти правильный момент, когда ничто не будет «нависать» над вами, правильное место, которое не будет создавать искусственных помех, и правильное состояние души, чтобы посмотреть этот выдающийся фильм и лично ощутить тот самый вау эффект, о котором я писала выше. Потому что лучше один раз это ощутить, чем сто раз об этом прочитать.
Обычно, прочитав книгу, о которой мне есть, что сказать, я сажусь писать отзыв. Однако в…
Про AI сейчас не слышал разве что ленивый, живущий вдали от цивилизации человек. О плюсах…
Из тех авторов Викторианской эпохи, с произведениями которых я познакомилась за последние полгода, пожалуй, слог…
В апреле прошлого года я с семьей перебралась в Грузию. Наверное, мне как хорошему писателю,…
Продолжаю осваивать классику викторианской литературы. На "Мидлмарч" Джордж Элиот у меня ушло на порядок больше…
Перед тем, как начать писать эти итоги я перечитала итоги 2022 года. Забавно, что это…