Обычно, прочитав книгу, о которой мне есть, что сказать, я сажусь писать отзыв. Однако в процессе чтения «Ани из Зеленых Мезонинов», автор — Люси Мод Монтгомери, я решила, что напишу о том, чему можно поучиться у главной героини Энн или Ани Ширли.
От хорошей художественной книги мы ждем не только приятно проведенных часов за чтением. Мы ждем, что книга сделает нас чуточку лучше, заставит задуматься о каких-то вопросах, чему-то научит. Речь идет, конечно, не о практических навыках (типа как играть на губной гармошке), а чем-то духовном, философском. При этом мы не всегда четко и ясно формулируем эти уроки. А ведь как иначе запомнить и вынести урок?
Энн Ширли (я буду использовать именно такое написание имени героини) — удивительный персонаж, который учит нас многому. Эти уроки просты, их легко понять и записать, но от того, не менее ценные.
Пару слов об Энн Ширли для тех, кто не в курсе, кто она такая. Энн — главная героиня «Ани из Зеленых мезонинов» и еще целой серии книг — рыжеволосая девочка-сирота. Ее принимают в свою семью Мэтью и Марилла Касберт, пожилые брат и сестра. Энн говорливая, с богатым воображением, любит учиться. В первой книге описывается ее жизнь от одиннадцати до шестнадцати лет.
Первое, чему меня лично научила Аня — это умение замечать красоту вокруг и не просто красоту вообще, а определенные детали. Например, на железнодорожной станции Энн замечает цветущее белыми цветами дерево. Оно для девочки не просто элемент общей картинки, она видит в этом дереве самостоятельную красоту. Похожее чувство — всматриваться и замечать детали — я испытываю, когда оказываюсь в новом месте со своей зеркалкой. Но в обычной жизни, когда у меня нет камеры — очень редко. Мне кажется, что так я пропускаю что-то важное.
Особенно понравилось то, что Аня далавала местам, которые ей нравятся, особые имена.
— О, мистер Касберт, — прошептала она, — это место, которое мы проезжали… то белое место… что это было?
— Мм… ты, наверное, имеешь в виду «Аллею», — сказал Мэтью после недолгого, но глубокого раздумья. — Да, очень красивое место.
— Красивое? О, это слово не подходит, И прекрасное — тоже не подходит. О, оно было чудесное… чудесное! Это первое, что я видела в жизни такое, что нельзя представить еще чудеснее. Оно вызвало у меня радость вот здесь. — Она положила руку на грудь. — От него тут такая странная боль, но это приятная боль. У вас когда-нибудь бывает такая боль, мистер Касберт?
— Мм… да не помню, чтобы когда-нибудь была.
— У меня часто бывает — каждый раз, когда я вижу что-то по-настоящему красивое. Но не следует называть это прелестное место «Аллеей». Это название ничего не выражает. Нужно назвать его… сейчас, подумаю… Белый Путь Очарования. Разве не замечательное образное название? Когда мне не нравится название места или имя человека, я всегда придумываю новое и потом так их всегда и называю. В приюте была девочка по имени Хепзиба Дженкинс, но я всегда про себя называла ее Розалия де Вер. Пусть другие называют это место «Аллеей», я всегда буду называть его Белый Путь Очарования.
Мне кажется, что давая имя месту, ты особым образом выделяешь его. Делаешь из него не просто «аллею», а особую аллею со своим уникальным и чудесным именем. Чудесный, на мой взгляд, прием. Особенно, когда имя определенного места известно только тебе и еще нескольким близким людям.
Второй урок, который можно вынести из истории Энн — это не позволять травмирующему прошлому негативно влиять на твое будущее, но при этом и из него выносить что-то полезное.
До того, как Энн попала к Касбертам, она, сама ребенок, ухаживала за чужими детьми, в том числе и несколькими парами близнецов. Ужасный опыт для маленькой, беззащитной и к тому же очень впечатлительной девочки. Однако пережив лишения и трудный период, Энн не теряет ни своего воображения, ни веры в людей, ни трудолюбия, ни оптимизма. Она редко вспоминает о тяжелых временах и, по мере развития повествования, кажется, вообще забывает об них (что впрочем не мешает ей продолжать испытывать любовь и благодарность к Мэтью и Марилле). Впрочем, в одном эпизоде, где заболевает маленькая сестра близкой подруги Энн, рыжеволосая девочка благодарит жизнь за то, что она уже сталкивалась с этой болезнью, когда выхаживала многочисленных близнецов.
Действительно, не у каждого из нас очень простая и спокойная жизнь. Жизнь — это вообще преодоление трудностей. Нас должно определять то, как мы эти трудности преодолеваем, а не то, какие несчастиями мы сталкиваемся по пути.
Еще один урок, который можно вынести из «Ани из Зеленых Мезонинов»: соперничество — это хороший стимул для развития, но при этом не обязательно считать своего соперника своим врагом. Почти всю книгу Энн соревнуется в учебе с Гилбертом Брайтом. Да, изначально их соперничество началось c того, что Энн обиделась на Гилберта за то, что тот назвал ее «морковкой». Энн потребуется значительное время, чтобы преодолеть обиду, да и соперничество с Гилбертом со временем перерастает в привычку, но Энн при этом никогда не испытывает злобы к Гилберту, сильных, отравляющих чувств. Отдельный, конечно, вопрос, была бы Энн такой успешной ученицей, если бы не это соперничество. Но мы его опустим.
Отдельное восхищение у меня вызвало поведение Энн в самом конце книги. Энн получает стипендию, что позволяет ей начать учебу в университете. Но Мэтью внезапно умирает. А здоровье Мариллы не позволяет ей одной управляться с фермой и домом, поэтому она думает продать Зеленые Мезонины. Энн больше всего желает сохранить свой дом. Для нее невыносима мысль потерять все, что ей так любимо. Но в отличие от Сильвии из «Поклонников Сильвии», про которую я сравнительно недавно писала, Энн не ведет себя, как жертва, отдавая на милость обстоятельствам. Она, шестнадцатилетняя девушка, берет ситуацию в свои руки. Она решает отложить учебу и остаться дома, чтобы помогать Марилле. Энн принимает решение и не боится взять на себя ответственность.
Я восхищаюсь поведением Энн в этой ситуации, потому что если ты принимаешь решение, то какой смысл страдать, считать себя бедным-несчастным. Это твой выбор и тебе с ним жить и желательно счастливо.
Энн Ширли — весьма интересный персонаж, совершенно не зря ставший культовым. Если нет охоты знакомиться со всей весьма обширной серией книг про Энн, можно, на мой взгляд, вполне остановится на первой. В истории милой и говорливой рыжеволосой сиротки есть достаточно интересных и поучительных моментов. Это вполне законченная история про то, как никому не нужный ребенок обретает дом и становится взрослым.