Как я писала в итогах года, недавно у меня был очередной период чтения Терри Пратчетта. Что-то я перечитала, что-то прочитала первый раз. Пока я болела сэром Терри, я все вынашивала хвалебный пост в его часть. Ну, практически с признанием в любви. В конце концов, я решила, что это пустое и надо написать что-то более практичное. А именно мой ответ на извечный вопрос: «А с какой книги лучше начать знакомство с Плоским Миром?»
Сразу несколько оговорок.
Оговорка номер раз. Здесь речь пойдет только о серии книг о Плоском мире. Да, представьте себе, что у сэра Терри есть что-то не про «Плоский мир». Пожалуй, самое известное произведение из не серийных — это «Добрые предзнаменования», соавторство с Нилом Гейманом.
Оговорка номер два. Я честно в этом признаюсь, я прочитала далеко не все книги Праттчета. Для того, чтобы оценить свои «пробелы», я даже завела отдельную страницу для того, чтобы отслеживать прогресс. Так что не исключаю, что однажды, когда я прочитаю их все (а этот момент я буду оттягивать до последнего), данный пост будет не актуален. Но что поделать, иногда мы пересматриваем свои взгляды. Перепишу я тогда и этот пост.
Ну перейдем, непосредственно к ответу на вопрос, с чего начинать знакомство с Терри Пратчеттом?
Во-первых, никогда, НИКОГДА не начинайте знакомство с Плоским миром с самой первой книгой серии, то есть с «Цвета волшебства». Я сама попыталась пойти по этому пути и это на несколько лет отбило у меня всякое желание продолжать знакомство. Благо, что положительные отзывы на последующие книги в «Мире Фантастики» вернули меня на путь истинный.
У «Цвета волшебства» есть несколько недостатков. Начну с того, что перед нами еще новорожденный мир. В нем чувствуется потенциал, та самая ирония, за которую потом полюбишь Плоский мир раз и навсегда. Но «Цвет волшебства» — это все еще угловатый подросток. «Творцы заклинаний», книга номер три по хронологии выхода, не сильно далеко уходит в этой угловатости, но уже начинает приобретать определенный стиль и зрелость, которые окончательно фиксируются в «Море, ученике Смерти» (номер 4).
Не меньшим недостатком «Цвета волшебства» являются мало приятные персонажи. Ринствид… ну я до сих пор не понимаю, зачем было писать столько книг про этого размазню. Пожалуй, больше всего в «Цвете…» мне запомнился и полюбился сундук на ножках.
Ну, в общем вы поняли: не начинайте с «Цвета волшебства».
Продолжаем. Как не стоит начинать с ранних вещей, так не стоит начинать и с книг последних. Терри Пратчетт, как известно, страдал от болезни Альцгемера. Впервые информация об этом появилась в 2007 году. Начиная с 2012 года, Праттчетт уже фактически надиктовывает свои книги. Из его книг за последние годы я читала «Делай деньги» и «Незримых академиков». Они хороши, но уже не столь элегантны. На последние произведения про Тиффани Болен я слышала крайне сдержанные рецензии. Мастерство тяжело потерять полностью, но все же угасание тела сказывается.
Закончим с «не», перейдем к «да». Очень удобно начать знакомство с Пратчеттом с книг, которые не попадают ни в одну из серий. Моя любимая из таких — «Правда» про первую в Анк-Морпорке газету. В свое время я прочитала ее залпом. И перечитываю ее тоже залпом.
У книги захватывающий и, главное, законченный сюжет. То есть после «Правды» не будет ощущение того, что нужно срочно бежать в магазин за продолжением. На этой книге можно остановиться, понять нравится ли автор и уже двигаться дальше. Кстати, именно «Правда» вернула меня к Праттчету после неудачного захода через «Цвет волшебства».
Однако, хотя я очень люблю «Правду», все же предложенный выше вариант, он для неженок. Если знакомиться с такими великим писателем, как Терри Пратчетт, то с помпой и полным погружением. И, на мой взгляд, нет ничего лучше для этого опыта, чем первые четыре книги из цикла «Городская Стража»: «Стража! Стража!», «К оружию! К оружию!», «Ноги из глины» и «Патриот».
В серии про стражу есть несколько сильных сторон. Прежде всего, все ключевые персонажи цикла интересны, как сами по себе, так и в части их взаимодействия друг с другом. Ваймс, Моркоу, Шнобби Шнобс, Сибилла Овнец, Ангва и даже казалось бы совсем блеклый на первый взгляд Колон — сильные персонажи. Ни один из них в канве повествования всех четырех книг не перетягивает одеяло на себя и не теряется в тени других. А именно это происходит в цикле про ведьм, где все остальные персонажи кажутся блеклыми статистами на фоне очень крутой матушки Ветровоск.
Что еще хорошо в цикле про Стражу, так это то, что условия, в которых действуют персонажи, меняются в каждой книге. При чем изменения этих условий логичны, показывают эволюцию Городской Стражи, как организации. За счет того, что одни и те герои каждый раз действуют в новых для себя условиях и обстоятельствах, цикл кажется особенно динамичным и интересным.
Сочетание классных персонажей и захватывающего сюжета, который не страдает самоповтором, на мой взгляд делает цикл про Стражу самым идеальным началом для знакомства с Плоским Миром. Если после его прочтения, вы поймете, что Пратчетт — это не ваше (ну, всякое бывает), то вы по крайней мере будете уверены, что сделали все правильно, чтобы знакомство состоялось удачно.