Есть несколько литературных жанров, которые у меня, как у писателя, вызывают восхищение. Это детектив и антиутопия. Про сложность детектива, как жанра, поговорим как-нибудь в другой раз. Сегодня же речь зайдет о антиутопии, потому что именно к этому жанру я могу отнести книгу Маргарет Этвуд «Рассказ служанки».
Узнала про эту книгу я из статьи в майском номере «Мира фантастики» про феминизм в фантастике. Возможно, для 1985 года для североамериканских стран «Рассказ служанки» действительно был «Вау!» и откровением, однако я лично ничего архифеминистического я в этой книге не нашла. Но обо всем по порядку.
Перед нами мир, в котором случалась какая-то экологическая катастрофа. Какая именно не уточняется, да с точки зрения сюжета это и не важно. В результате чего стали большой редкостью и ценностью здоровые дети. Ведь не все женщины могут зачать, а если ребенок и родился, то отклонения все равно крайне вероятны. К демографической проблеме наложилась и та, что в отдельно взятом государстве (типа на месте Соединенных Штатов) установилась религиозная диктатура. У власти находятся некие Командоры. Всех, кто пошел против установленных правил, казнят. Ну, в общем в этом плане диктатура, как диктатура, ничего нового. Но Командоры и их жены тоже люди. Они так же могут страдать от бесплодия, поэтому потомство им обеспечивают Служанки: фертильные женщины, которые ранее как-то провинились перед системой. Их выделяют на семью Командора, чтобы они рожали детей. Собственно от лица одной из таких служанок, Фредовой, и идет повествование.
Пожалуй, что меня особенно удивило во всем этом «Рассказе служанки» — это разрыв между тем, как должны поступать люди того сурового тоталитарного общества, и как реально происходит. Служанка не должна думать, не должна читать. Ее задача быть ходячим инкубатором: здоровым и покорным. Однако, поскольку повествование идет от лица заглавной героини, понятно, что ее роль не убила в ней критичность мышления, фантазию, умение мечтать, чувствовать, наслаждаться какими-то моментами. То же самое и с другими персонажами, а точнее ролями. Даже Командор, который должен быть оплотом тех самых правил, что установила возглавляемая их система, сам же их и нарушает.
В этом смысле книга больше является аллюзией к любому обществу, где внешние приличия важнее того, что происходит за закрытыми дверями. Сейчас скорее общемировой тренд немного обратный. Наружу проникают те явления, которые ранее были тайными и осуждаемыми, поэтому вряд ли современный читатель оценит драму общество, которое вынуждено делать вид, что оно не то, кем является.
Во время чтения «Рассказа служанки» мне все время казалось, что автор совершенно разными приемами пытается вызвать жалость к этим бедным служанкам. Мол все боятся, что они, бедные, от жизни такой самоубийством кончать будут. Но по мере повествования жалость к служанкам улетучивается. Во-первых, становится понятно, что они все-таки привилегированная каста. Они почитаются больше, чем, например, так называемые Эконожены (то, есть женщины, которые и жены, и домработницы, и еще и детей рожают). Кроме того, окружение служанок видит в них надежду, ту, которая подарит радость иметь дома ребенка и все, что к нему прилагается. Во-вторых, быть служанкой — это все-таки выбор. Что главная героиня, что ее подруги согласились быть в этой роли. Вы, наверное, спросите, что ж это за выбор такой, наверняка его просто не было? А вот и был!
Олицетворением альтернативы в «Рассказе служанки» служит Мойра, бунтарка, которая как и главная героиня была в школе для будущих служанок, но которая умудрилась сбежать. Позже Фредова обнаруживает свою подругу в аналоге борделя, куда та пошла, кстати, по доброй воле. Но интересна тут не судьба Мойры, а то, что главная героиня регулярно думает о том, что бы ее бойкая на язык и не стесняющаяся в выражениях подружка сказала в той или иной ситуации. Будто Мойра для нее вечно живой укор в ее выборе.
Наверное, если, говорить в целом, то книга мне понравилась. По-началу, немного смущал сбивчивый стиль, однако, вчитавшись, я перестала обращать на него внимание. «Рассказ служанки», на мой взгляд, в целом хорош тем, что его нельзя просто прочитать, пожать плечами и забыть. Его хочется обдумывать, если не из-за содержания как такового, то хотя бы просто из-за того, почему эту книгу воспринимают определенным образом.