Когда мне было двадцать, меня очень сильно удивляли тридцатилетние, которые читают только «полезную» литературу, то есть такие книги, которые могут принести знания. Когда-то давно я уже сокрушалась, что художественная литература постепенно уходит из жизни взрослого человека. И вот мне двадцать пять. Я по прежнему достаточно много читаю. Однако художественной литературы как-то меньше.
И я задумалась, почему так?
Как я написала выше, художественная литература вступает в конкуренцию с «полезной» литературой и проигрывает ей. То есть взрослые умудренные жизнью читатели не находят в ей ничего полезного и читают художественную литературу интереса ради.
Но так ли бесполезна художественная литература? Неужели она не может ничему научить?
Отнюдь нет. Художественная литература учит. Она учит нас верить в любовь, в дружбу и в хэппи энды. Она показывает нам, что определенные чувства в той или иной ситуации — это нормально. Она создает в нашем создании некие моральные ориентиры, позволяющие оценивать свои и чужие поступки с точки зрения хорошо-плохо, правильно-не правильно, оправданно-не оправданно. Это все очень нужно в детском и подростковом возрасте. Не зря же школьникам выдают весьма обширный список книг для чтения летом. Однако этот урок нужен и взрослым. Порой даже он даже нужнее именно им.
Нельзя подготовить себя ко многим вещам, которые будут творится с тобой в жизни, будучи ребенком. Нельзя понять некоторых ситуаций и эмоций, которые они вызывают. Как мне сказала моя мама: «Когда я в первый раз прочитала „Анну Каренину“ в 16 я ничего не поняла, но, перечитав ее в более зрелом возрасте, я открыла ее с новой стороны».
Именно это объясняет появление книг, которые отражают проблемы определенного поколения и потому стали популярны на момент своего выхода, но последующими поколениями воспринимаются уже совсем не так, если воспринимаются вообще. Такие книги адресованы определенным людям, которые пережили определенные ситуации. Вспомните «Трех товарищей» или «На дороге».
По этой же причине стала популярна и не совсем художественная книга «Есть, молиться, любить». Вопросы и сомнения, которые были у Элизабет Гилберт, сами по себе не уникальны. Возможно, уникален ее опыт поиска ответов, но сами проблемы — нет. Потому эта книга стала весьма резонансной.
Не для всех польза от художественной литературы будет очевидна, но она есть. Она учит нас быть людьми, а не только профессионалами. Она развивает наше воображение, заставляет что-топережить и перечувствовать заново. А это уже ценность сама по себе.
Поэтому читайте хорошие, качественные книги, ищите в них то, что сделает вас лучше. В правильных художественных книгах это обязательно есть.