Из всех мыслителей, с трудами и идеями которых я знакомилась, наверное, только Эрих Фромм является на все сто процентов «моим». Я согласна со многими его мыслями. Поэтому, прочитав его книгу «По ту сторону порабощающих нас иллюзий», я не могла не поделиться теми цитатами, которые мне показались действительно глубокими и, которые, как я надеюсь, могут показаться моим читателям интересными.
… любое новое открытие сопряжено с риском, а рискованные предприятия требуют не только определенной степени внутренней уверенности, но и жизнерадостности, что можно найти только у тех людей, для кого жизнь — нечто большее, чем процесс ослабления напряженности и устранения боли. Чтобы понизить общий уровень тупости, нам нужен рост «интеллекта», а иной тип характера: независимые, предприимчивые люди, влюбленные в жизнь.
Слова надо рассматривать в единстве с делами и целостной личностью того, кто их произносит. Слова имеют смысл только в общем контексте поступков и характера; если же между этими компонентами отсутствует единство, то слова вводят в заблуждение и самого человека, и других людей; вместо того чтобы открывать реальность, они способствуют ее сокрытию.
Для человека, насколько он человек, — то есть насколько он превосходит природу и осознает себя и свою смертность, — чувство полного одиночества и обособленности близко к умопомешательству. Человек как человек боится безумия, а человек как животное боится смерти. Человеку нужно поддерживать отношения с другими людьми, обрести единство с ними, чтобы остаться в здравом уме. Потребность быть в единстве с другими является сильнейшей страстью; она сильнее, чем секс, а то и сильнее желания жить.
Нет такой вещи, как бессознательное; есть только переживания, осознаваемые или не осознаваемые, т.е. остающиеся для нас бессознательными.
Обнаружение чьего-то бессознательного — это, конечно, не только интеллектуальный акт, но и эмоциональное переживание, которое вряд ли можно выразить словами, если вообще можно выразить.
Воистину история науки — это история заблуждений. Это применительно и к теории Маркса, и к теории Фрейда. Важно не то, что новый взгляд — истина в последней инстанции, а то, что он плодотворен, что он благоприятствует дальнейшим открытиям и, сверх того, что в поисках истины человек меняется сам, потому что его сознание все больше проясняется, и он может передать это все более ясное понимание тем, кто следует за ним.