История покорения Южного Полюса весьма широко известна, чему активно способствовали драматические события ее сопровождавшие. Меня лично всегда возмущало, почему Роберт Скотт считается героем, хотя он, такое чувство, что чуть ли не специально допустил ряд глупых ошибок, приведших в итоге к его гибели. Однако из всей этот истории свои уроки могут вынести не только экстремальные путешественники, но и менеджеры проектов. Да, да, сейчас я рассмотрю эти экспедиции в разрезе управления проектами. Я допускаю, что, возможно, в данном посту будут даны слишком личная оценка тем события и сказаны несколько суровые вещи, но я сознательно иду на это, чтобы с помощью преувеличения указать на какие-то вопиющие ошибки.
Итак, мы имеем конкурирующие между собой экспедиции Руаля Амундсена и Роберта Скотта. По сути своей — это два проекта, которые имеют перед собой одну и ту же цель (покорение Южного Полюса). Цель особенно важна и почетна с учетом того, что ранее никто этого не делал.
Ситуация, в общем-то типичная для современного (и не только) бизнеса, когда две фирмы борются за один и тот же рынок. Здесь всегда кто-то будет первым, лидером, а кто-то вторым, догоняющим.
Анализ так же весьма интересен, так как один из проектов завершился успешно, а второй нет. Ведь нужно было не только добраться до Южного Полюса (с этим справились оба), но и вернуться обратно, чего Скотту, увы, не удалось.
Опыт, личность и мотивы руководителя проекта играют немаловажную роль в успехе проекта
Без сомнений, Руаль Амундсен был более опытным «полярником» и путешественником, нежели Скотт. Он начал свою карьеру путешественника еще в 1896 году будучи членом команды бельгийской антарктической экспедиции на судне «Бельжика», которое умудрилось на 13 месяцев застрять во льдах. Еще до покорения Южного полюса, он был первым, кто совершил морской переход Северо-Западным проходом. За это время он показал себя, как человек, умеющий находить нестандартные решения, выносливый и терпеливый. Хороший лыжник опять же.
Однако говорить о том, что Скотт в свою очередь был «зеленым юноцом» тоже не совсем корректно. За шесть лет до начала арктической экспедиции он уже бывал в Антарктике на корабле «Дискавери». Там у него была возможность понабивать себе шишек в деле полярных экспедиций.
Так же у этих двоих были совершенно разные мотивы: Амундсен с детства мечтал быть полярником и в прямом смысле слова готовил себя к этому всю свою жизнь. Для Скотта по сути антарктические экспедиции стали возможностью развивать свою карьеру, которая для морского офицера того времени была весьма ограничена и увеличить свои доходы.
Не позволяйте личному отношению влиять на принятие ключевых решений.
Скотту не нравились собаки. Еще во время своей первой экспедиции в Антарктику он не смог научиться с ними ладить, и поэтому он практически отказался от их использования во время покорения Южного полюса. Так же во время первой экспедиции он так же с нескрываемым отвращением относился к убийству и поеданию тюленей, поэтому скорей всего опытом Амудсена, который использовал своих собак и как тягловую силу, и как пищу, он вряд ли бы воспользовался. Как известно, успех Амундсена во много зависел от использования собак. Кстати, полюсная команда Скотта не питала большой любви к лыжам, предпочитая вместо них передвигаться пешком (вот идиоты!).
Не игнорируйте предыдущий опыт как свой, так и других людей.
Еще во время первой экспедиции Скотта, его команда страдала от цинги (недостатка витамина Ц в организме) в том числе и в особо острой форме. При планировании экспедиции на Южный полюс рацион не был составлен так, чтобы избежать повторения истории, поэтому еще достижения полюса вся команда заболела цингой.
Здесь так же стоит вспомнить то, что Скотт положился на маньжчурских пони и моторные сани, хотя испытания и опыт использования и тех, и других показали их бесполезность в условиях антарктики.
Поймите, какие навыки являются ключевыми для успешного достижения результата проекта и ориентируйтесь на них при подборе своей команды.
Обе экспедиции носили как исследовательский, так и научный характер, однако состав их команд разительно отличался друг от друга. Команда Скотта состояла из ученых совершенно разного профиля: геологи, метеролог, врач, физик, океанолог. Однако кроме ученых в ее составе были военные, а так же специалисты по собакам (три человека) и лошадям (два человека), и еще фотограф. В команде Амундсена совершенно не было ученых, не предусматривался даже врач. Он сделал упор на опытных лыжников и каюров. Что было правильно, поскольку основной трудностью их проекта были длительные переходы в экстремально низких температурах, а не проведение масштабных исследований, что, впрочем, не помешало им собрать геологические и метерологические данные.
Не следует переоценивать внутреннюю мотивацию вашей команды
Скотт допустил весьма распространенную ошибку менеджера, возложив слишком много на силу духа и воли его команды. В частности, это коснулось вопроса активного использования мускульной силы членов отряда в экспедиции. Большую часть пути члены команды Скотта на себе тащили весьма увесистый груз (в начале экспедиции его вес составлял 3 тонны, однако он постепенно уменьшался, так как создавались запасы в складах, которыми участники экспедиции должны были пользоваться на обратном пути). Каким бы сильным не был дух участников антарктической экспедиции, их физические силы все же оставались весьма ограничены, что в конечном счете прямо повлияло на негативный результат проекта. В частности, Склад Одной Тонны заложили северней, чем изначально планировалось, так как у человека, ответственного за него, уже не было сил тащить на себе весь груз. Если бы Склад был заложен в изначальном месте, группа Скотта бы смогла до него добраться и возможно выжить.
Нельзя изменить только один пункт плана, не меняя всего остального.
Одной из ключевых ошибок Скотта считается то, что в последний момент он расширил группу тех, кто непосредственно должен был идти к полюсу, с 4 до 5 человек. Возможно, подобное решение было бы оправданным и разумным, ведь Амундсен, изначально планировавший добраться до плюса двоем, потом решил, что пятером этот путь проделать будет проще. Однако все, возможно, закончилось бы не столь трагично, так если бы остальные моменты, на которые оно влияло, так же подверглись необходимым изменениям. Но нет. К Полюсу шла команда из 5 человек, при этом запасы и снаряжение по прежнему были всего на четверых.
Убедитесь, что цель проекта действительно достигнута, даже если для этого придется потратить некоторое время.
Проделав долгий путь к Полюсу Амудсен потратил целых три дня (из 99 дней экспедиции) на то, чтобы максимально точно приблизится к точке географического положения полюса. Он произвел целых три итерации, каждый раз все точнее и точнее приближаясь к полюсу. И это правильно, потому что было очень обидно пройти полторы тысячи киллометров, чтобы не дойти до цели всего-то 10 киллометров.
Внешняя среда всегда будет вам вставлять «палки в колеса», главное понимать, с чем справиться вы можете, а когда лучше отступить.
Существует весьма распространенное заблуждение, что Амундсен совершал свою экспедицию в более комфортных (для Антарктики, конечно же) условиях, что, собственно, не совсем так. Начнем с того, что у Амундсена был «ранний старт» в сентябре 2011 года. Первую попытку покорения он решил прервать буквально через четыре дня из-за непогоды (минус 56 — это вам не шутки). Да и основной его переход сложно назвать курортом: трещины в леднике, подъем на горные хребты, где тяжело было дышать разряженным воздухом, туманы, метели — в общем полный набор. К подходу к полюсу у Амундсена и двух его спутников были серьезно повреждены левые щеки. Что интересно, обратный путь норвежцы преодолели значительно быстрее, чем путь туда, в частности, это было связано с тем, что они знали, с чем могут столкнуться. Кстати говоря, есть еще один подобный пример, связанный с Антарктикой — Эрнест Шеклтон в 1909 году, находясь всего 180 км от Южного Полюса, принял решение развернуться. Это решение было позитивно принято участниками команды, которые понимали, что даже если они и дойдут до полюса, то живыми они уже не вернутся. Шеклтон мог быть первым, кто добрался до географического южного полюса Земли, но он поставил жизнь команды выше рекордов. И это оказалось правильным.
Многие исследователи истории покорения Южного полюса оценивают Амундена и Скотта достаточно полярно, называя первого «профессоналом», а второго — «любителем». По моему мнению Скотт стал жертвой собственных, достаточно досадных ошибок, которых легко можно было бы избежать, тем не менее, я готова признать, что он подошел к делу с энтузиазмом, которого, возможно не было у Амундсена. Как показывает история многих успешных компании, очень часто именно любовь к делу способствует успеху больше, чем сухое и рациональное планирование. Однако Антарктика, это вам не Силиконовая долина, ошибок она не прощает.
При написании этого поста были использованы следующие источники:
http://www.vokrugsveta.com/S4/proshloe/am_scott.htm
http://www.nat-geo.ru/article/304/?fulltext=1
http://ru.wikipedia.org/wiki/Амундсен,_Руаль
http://ru.wikipedia.org/wiki/Скотт,_Роберт_Фалкон
Официальные фотографии экспедиции Скотта можно найти здесь.