Есть такие книги, которые экранизировать просто. Обычно этому способствует динамичный, но при этом компактный, основанный на экшене сюжет, многочисленные диалоги, ограниченное число персонажей. Из таких книг проще всего сделать хорошую экранизацию, хотя находятся умельцы, которые и это испоганят.
Роман Джека Керуака «На дороге» относится к совсем другому классу книг. К тем, экранизация которых не так уж проста. Передвижения персонажей там, пожалуй, не столь интересны, сколь взаимоотношения между ними. По хорошему, режиссеру нужно было сосредоточиться на одной из этих двух линий, без сожаления пожертвовав другой. Но нет — остались оба. В результате вышло растянуто (фильм длится более двух часов) и скучно. Я лично досмотрела фильм только из уважения к книге, которую я прочла ранее в этом году.
Весь фильм представляет собой череду диалогов и калейдоскоп персонажей, которые появляются на пару минут, не успевают не то, чтобы раскрыться, но и запомниться. Изредка это разбавляется видами Соединенных Штатов. Обычно именно такие вставки, независимо от качества остального фильма, заставляют влюбиться в страну, но нет. Все по-прежнему скучно.
Очевидно, понимая, что перед ними стоит не простая задача, создатели фильма решили подстраховаться, пригласив в фильм кучу популярных актеров. Начиная от «сумеречной» Кристен Стюард в роли Мэрилу, которую здесь можно в качестве бонуса увидеть голышом, заканчивая более матерыми «звездами», как Вирго Мортесен, Ами Адамс, Стив Бушеми и Кирстен Данст. Поскольку большая часть из них появлялась в фильме от силы минут на 5, то, видимо, никто из них не счел нужным вживаться в роль и потому, как я отметила выше, ни один из их персонажей не вышел сколь либо колоритным.
Что касается персонажей главных, а это Сэл Парадиз, от лица которого идет повествование, и Дин Мориарти, то здесь актеры постарались. Сэл, в исполнении Сэма Райли, такой замкнутый человек, который умеет наблюдать и подмечать интересные вещи. Он молодой писатель, поэтому ему так интересны другие люди, особенно необычные, со своей правдой. И я могу его понять. Однако этот персонаж, как бы талантливо он не был бы сыгран, сам по себе является не столь интересным, сколь другой персонаж этой истории — Дин Мориарти.
Надо признать, вся история «На дороге» не стоила бы и гроша без Дина Мориарти. Именно его сумасшествие, неутомимый дух и жажда быть в дороге и пронизывают весь роман. Слава богу, Гаррет Хэнлунд потрясающе сыграл Дина. В его глазах был тот самый блеск. Видно было, как Дин влюбляется в людей и во все, что его окружает, с первого взгляда. Даже в самом конце мы видим правильного Дина: не сильно счастливого, но так и не потерявшего надежду.
В целом фильм является более чем проходным. Это вызвано не только общим качеством экранизации, но и тем, что для большей части современных людей битники остаются непонятными, а именно отражение поколения и является главным в романе «На Дороге».