Свобода является абсолютной ценностью нашей эпохи. Мы с самой колыбели слышим о том, что мы свободны. Ты можешь быть кем угодно, выбирать любую профессию. Работать, где хочешь, или не работать вообще. Любить кого хочешь. Заводить детей, когда хочешь. Или не заводить, если так угодно. Тебе доступен весь мир, достаточно только купить билет. Интернет сделал многие вещи ближе, доступней. Если раньше ты был волен слушать или смотреть только то, что у тебя есть в записи, то теперь пара кликов — и вот он давно забытый фильм или трек.
Мы привыкли быть свободными. Отдельный вопрос, стоящий отдельного обсуждения, насколько эта свобода реальна или же иллюзорна. И все же по факту во многих аспектах мы более свободны, чем наши предки даже век назад. Это результат большой борьбы, больших усилий.
Впрочем важна не реальность этой свободы, а ее восприятие. Не знаю, как воспринимали свою свободу те, кто жил в начале двадцатого века, но мы, поколение перешагнувшее рубеж тысячелетий считаем себя свободными.
И вот пришел КОВИД, а вместе с ним и целый набор ограничений. Мы наблюдали сначала в новостях за ситуации в Китае, читали о закрытии границ. Потом это все стало не просто пугающей новостью, пандемия стала нашей реальностью: перевод на удаленку, масочный режим, самоизоляция и пр. пр. пр.
Мы резко стали не свободны.
Мы стали несвободны в возможности выйти из дома. Встретиться с близкими. Или же наоборот — не общаться хотя бы временно с тем, с кем оказался заперт дома. Мы стали несвободны в том, чтобы поехать в офис и поговорить с коллегам лично. Мир за пределами нашей страны внезапно оказался недоступен (по счастью, наша Родина большая и слишком неизведанная, как показала моя поездка в Приморье, есть большой простор для исследования). Мы стали несводобны даже в такой простой вещи, как дыхание: во многих местах тебе приходится быть в маске.
Не думаю, что многие это осознают, но КОВИД стал настоящим испытанием нашего чувства свободы. Один из ее элементов — это возможность контролировать свою жизнь: что с тобой происходит и как на это реагировать. Каким бы спонтанным человеком ты не был, есть большая разница между тем, чтобы мчаться куда глаза глядят по собственной воле или в угоду внешних обстоятельств.
Не мало важный элемент свободы — это возможность добровольно отказаться от нее ради чего-то большего. Ключевое тут — добровольно. Сделать выбор и быть свободным в этом выборе. А тут получается, что свободы в привычном понимании уже нет, но это не твой выбор. Тоже пугает и фрустирует.
На мой взгляд, один из важных вопросов постКОВИДного мира заключается в том, как относиться к своей свободе. Потеряв ее на время в силу обстоятельств, будем ли мы сильнее ее ценить? Или же настанет время, когда мы будем готовы спокойно отказываться от нее ради высших целей? Не станет ли последнее шагом назад?
Я пока не знаю.
Но знаю, что свобода заключается не в открытых или закрытых границах (хотя очень расстраиваюсь из-за несостоявшейся поездке в Австралию). Она заключается в том, чтобы продолжать каждый день несмотря ни на что быть свободным в своих мыслях и чувствах, в своем может даже очень простом и не замысловатом выборе, в возможности контролировать свою жизнь там, где ты это можешь. Хорошо, когда свободно тело, но главное чтобы был свободен дух.