Про книгу «Джонатан Стрендж и Мистер Норелл» я знала давно. Много лет назад в «Мире Фантастики» (который тогда еще выходил на бумаге и с диском) была впечатляющая хвалебная рецензия. Позже редакция «МФ» даже назвала ее книгой года. Я тогда все ходила вокруг нее в книжном магазине, смотрела на этот толстый и не очень дешевый томик и никак не решалась купить. Потом вышла весьма недурная экранизация. Я посчитала вопрос знакомства с историей Стренджа и Норелла закрытой.
Недавно я записалась в библиотеку. В один из визитов, когда я не знала, что хочу взять, мой глаз упал на эту толстую книгу в минималистичной и очень стильной обложке.
Пришло время прочитать «Джонатана Стренджа и Мистера Норелла».
Перед нами классический роман. Со сложным сюжетом, который при желании, конечно, можно уместить во фразу «Два волшебника пытаются возродить английскую магию», но которая ничего о нем по сути своей не скажет (Это как сказать, что «Война и мир» про Отечественную войну 1812 года. Да, но…). Со сложной сеткой персонажей. С кучей побочных линий, которые тем не менее нельзя исключить или выкинуть, иначе история начнет разваливаться. Очень хочется сказать, что нынче так уже не пишут.
Современный читатель (он же зритель) привык к достаточно линейному и простому с точки зрения структуры сюжету с относительно небольшим количеством персонажей. Даже в сериалах, где есть возможность развернуться, все равно все идет по пути упрощения и минимализма. Вспомните хотя бы пресловутую «Игру престолов». Она начиналась весьма эпично, много линий, героев и сюжетных завязок. Закончилась в итоге весьма скудно для истории такого масштаба.
В «Джонатане Стрендже и Мистере Норелле» ты с самого начала понимаешь, что история будет в хорошем смысле слова сложной. Даже заглавные персонажи появятся в ней не сразу. Это, как ни странно, сильно подкупает. Потому что чувствуется в такой подаче, что-то родное, старое и уютное. «Стрендж и Норелл» отдают духом классических книг 19 века, которые многие из нас читали и которые во многом (порой даже невольно) воспитали наш литературный вкус. Сейчас так уже не пишут, потому книга производит ощущение привета из ушедшей эпохи. Мне лично в ней это особенно понравилось.
Автор весьма умело погружает нас в мир английской магии и ее деталей. В книге куча сносок, которые поясняют те или иные вещи, истории, на которые ссылаются герои и все такое. При этом нет бича современной так себе фантастики, когда автор берет «паузу», чтобы рассказать читателю о мире произведения. Читатель узнает обо всем по порядку. Все детали раскрываются постепенно, тогда когда это нужно.
По атмосфере роман в целом можно охарактеризовать, как мрачный. Как в целом может быть мрачной дождливая и промозглая Англия, которая освещается лишь свечами и каминами. Причем по атмосфере «Джонатан Стрендж и Мистер Норелл» достаточно ровный: нельзя сказать, что в одних эпизодах «сахарная вата» а ля Джейн Остин, а в других «суровая готика» в духе Шарлотты Бронте. Сюзанна Кларк сумела выдержать единство атмосферы, как в светлых, так и более темных главах.
Персонажей, как я уже отметила выше, в книге достаточно много. Однако автору удалось дать каждому свою индивидуальность. Ты не путаешь героев между собой, легко их различаешь. Вероятно по современным меркам даже в отношении главных героев местами не хватает глубины описания их чувств и эмоций, однако ты как читатель получаешь достаточно информации о том, как герой относится к той или иной ситуации. Опять же, хорошая книга должна оставлять простор для размышлений и воображения.
Я все хвалебно говорю о «Джонатане Стрендже и Мистере Норелле». Действительно, книга заслуживает восхищения. Однако, надо понимать, что это современный роман, написанный современным автором для современного читателя (может и страдающего некой ностальгией). Когда читаешь старую книгу, написанную 150-200 лет назад, ты априори принимаешь, что окей, не все в ней будет актуально. Не все драмы и перипетии героев будут близки. Но это не так важно, история то в целом классная, интересная и хорошая. Продолжаем же мы нежно любить ту же Джейн Остин.
Если бы «Стрендж и Норелл» были бы написаны в 19 веке, а не 21ом, то можно было бы относиться к этой истории ровным счетом так же. Однако это современная книга. Соответственно я, как современный читатель, все же хочу понять, что мне, как человеку живущему в свою эпоху нужно из нее вынести с моральной (а не только развлекательной) точки зрения. Поставить знак равенства между магией и технологиями? Понять драму взаимоотношений учителя и ученика, который постепенно становится равным с ним? Принять, что мы не всегда понимаем что-то из прошлого? Для меня вот это и осталось непознаваемым в книге «Джонатан Стрендж и Мистер Норелл», что, впрочем, не умоляет прочих достоинств книги.
В целом я считаю, что «Джонатан Стрендж и Мистер Норелл» — это отличная книга, которая станет шикарным спутником на много вечеров (800+ страниц, как никак). Что самое оно для начинающегося холодного времени года и мелькающего локдауна.