Были у меня сомнения, читать или нет эту книгу. Аннотация «Сияния» говорила что-то про немое кино, альтренативное прошлое и некую загадку. Почему-то мне показалось, что это не мое. Однако «Сияние» Кэтрин М. Валенте было признано одной из лучших книг 2020 года, в том числе и «Миром Фантастики», мнение которых я безмерно уважаю. Поэтому я взялась за книгу.
И не пожалела.
Сюжет книги крутится вокруг Северин Анк. Она дочь режиссера Персиваля Анка и сама режиссер. Но если отец снимает художественные фильмы (а точнее — готические драмы), то дочь — документалист. Во время съемок фильма о пропавшей колонии на Венере Северин таинственным образом исчезает. Ее окружение пытается понять, что же произошло с девушкой. Это и является основой повествования.
«Сияние» по всем параметрам очень хорошая книга. Язык, герои, сюжет. Валенте до самого конца держит интригу и держит в напряжении. До самых последних страниц желание понять, что же на самом деле случилось с Северин, не пропадает. И, надо признать, последние страницы если не расставляют все на свои места, то по крайней мере преподносят историю в другом свете.
Однако хорошую книгу определяют не язык, герои и сюжет. Важное качество хорошей книги — это не проходить для читателя бесследной. Она должна не отпускать даже, когда не держишь ее в руках. Она заставляет думать, размышлять. Причем не только о том, что прямо написано на страницах, но и о том, что не написано. В хорошей книге каждый вдумчивый читатель найдет что-то свое.
В этом смысле «Сияние» книга не просто очень хорошая, а отличная. Я в процессе ее чтения все думала, о чем же она в действительности. Под конец я поняла, что это книга про горе от потери дорого человека. Причем не просто про горе, а худший вид этого горя — когда уход близкого человека не ставит точку в его судьбе и в его жизни, а порождает вопросы, на которые уже, увы, не получить ответов.
В этом смысле «Сияние» Валенте в чем-то похожа на «Асфальт» Евгения Гришковца. В «Асфальте» главный герой на протяжении всего повествования пытается понять, почему его подруга покончила с собой, и собственно вынужден продолжать жить без ответа на этот вопрос.
Персонажи «Сияния» тоже не знают, что произошло с Северин. То есть вроде как известно, что она мертва, но тела ее нет и никто не знает, как именно она умерла. Несмотря на то, что формальные похороны Северин с пустым гробом были проведены, никто из ее близких по-настоящему не отпустил ее.
Книга структурно строится, как попытка отца Северин снять фильм о ее жизни и о ее смерти. «Она началась как героиня моего фильма, — говорит Персиваль Анк. — Почему она должна заканчиваться в каком-то ином качестве?». Ну как еще может переживать горе режиссер? Конечно же снимая фильм! В процессе этих «съемок» мы узнаем о жизни Северин, а так же о том, как она могла покинуть этот мир. Горюющий отец хочет найти ответ на вопрос, что же стало с его дочерью. Хочет так поставить точку в ее жизни. Однако, как нам дает понять вступление, написанное красивым, подчеркнуто нарядным языком, у истории может быть много начал, но у нее не обязательно будет концовка. Персиваль Анк пытается осмыслить жизнь своей дочери, как законченную историю. Понять, где у нее начало, и какой может быть ее конец.
Поскольку мы всегда смотрим на Северин со стороны, глазами другими героев, да еще и посмертно, ее образ кажется каким-то поверхностным, идеалистичным. Несмотря на то, что иногда мы вроде как слышим ее голос (как вставки-монологи из ее документальных фильмов), мы понимаем, что они не до конца искрене. Эта такая публичная искренность, когда вроде как ты говоришь от души, пытаешься откровенничать, но знаешь, что тебя слушают и, поэтому, волей-неволей, все равно что-то скрываешь или приукрашиваешь. В одном из эпизодов упоминается, что ребенком Северин могла несколько раз подряд изобразить искренний восторг от получения рождественских подарков. Держа это в голове, невольно понимаешь, что ее образ всегда будто под объективами камер, поэтому Северин именно такая какая нужна, а не такая, какая она по-настоящему была. Получается эдакая иллюстрация известной фразы «об ушедших либо хорошо, либо никак», потому что ничего действительно плохого о Северин мы не узнаем.
По мимо всего прочего «Сияние» — это еще и фантастическая книга. Фантастический элемент здесь присутствует в виде альтернативного мира, где человечество еще в 19 веке поселилось на Луне, Венере, Марсе и других планетах. Читая «Сияние», я впервые поняла, что такое по-настоящему детально проработанный фантастический мир, который органично вплетен в канву повествования. Автор вроде как постепенно погужает тебя в него, но при этом делает это настолько логично и естественно, что ты и не замечаешь этого погружения. Вся информация подается в нужных местах, не энциклопедично, поэтому не оставляет ощущения того, что тебе нужно напрягаться, чтобы понять, как это работает. Да, это не простая задача для автора, но Валенте блестяще с ней справилась.
Как я уже писала выше, в целом я рада, что прочитала «Сияние» Кэтрин М. Валенте. Это отличная, умная и глубокая книга. Такая, какую приятно прочитать, если душа требует современной художественной литературы. Интересная, но при этом нельзя сказать, что чисто развлекательная. Мне кажется, что она понравится не только любителям фантастики, но и в целом, кто любит что-то необычное и при этом интеллектуальное.