Имела тут на днях глупость взяться за продолжение «Первому игроку приготовиться», которое, как вы, наверное, догадались, называется «Второму игроку приготовиться». К первой книге я отношусь очень тепло. По-хорошему гиковская, с интересным сюжетом, проработанными деталями, по многим параметрам весьма качественная. А вот вторая… скажем так, я с первых страниц почувствовала, что это будет самоповтор в надежде срубить деньги на книге и, если повезет, последующей экранизации, но когда в тексте появился космический корабль, я поняла, что дальше читать я не готова.
Похожие чувства я испытала, когда начала смотреть второй сезон «Чужестранки». Какой интересный, драматичный первый сезон, и какой-то бред во втором. С тех пор я лично считаю, что история Клэр и Джейми закончилась после первого сезона. У него хорошая, вселяющая надежду концовка.
Мы живем в мире сериалов. У каждой истории может быть продолжение, продолжение продолжения, предыстория, предыстория предыстории, продолжение предыстории. Не только для главных героев, но и все мало-мальски интересных персонажей.
Данный тренд очень понятен. Нам интересно следить за судьбой любимых героев. В условиях бесконечной когнетивной перегрузки существенно проще иметь дело с чем-то знакомым, привычным, чем разбираться в чем-то новом.
Чего уж душой кривить, продолжения удобны и для авторов. Не нужно ломать голову над новыми персонажами, новым сеттингом. События предыдущих частей создают разумные рамки. Да и продастся продолжение лучше, чем совершенно новая история.
Конечно, не все продолжения априори плохи. Есть много примеров и среди книг, и среди сериалов, и даже среди фильмов. Некоторые из таких «продолжений» (здесь я подразумеваю любые разветвления истории, как в будущее, так и прошлое) вполне можно расценивать, как самодостаточные истории. В качестве примера я приведу тут сериалы «1883» и «1923», которые формально являются приквелами сериала «Йеллоустоун». «1883» и «1923» повествуют о предках героев современного сериала. И если «1923» больше напоминает историю из современности за счет похожести конфликта, то «1883» совсем другой и по тематике, и по настроению. Его можно смотреть как самостоятельную историю о надежде на новую, лучшую жизнь и препятствиях, которые надо преодолеть на пути к ней.
Однако не каждая история требует продолжения. Умение вовремя поставить точку — это важное умение для автора. Заметьте, что большинство произведений классической литературы продолжение только бы испортило.
Ждете ли вы новых томов «Войны и мира» про потенциального декабриста Пьера Безухова? Пожалуй, оставим Пьера в покое на счастливой ноте.
А может быть книгу о браке Элизабет Беннет и мистера Дарси? Будет этот брак счастливым или не очень — никто не знает. Так что, пас.
Или описание следующего дня из жизни Леопольда Блума и Стивена Дедала? Спасибо, хватило и одного.
Есть, конечно, и классические книги, которые связаны друг с другом. Например, «Хоббит» и «Властелин Колец». Но «Хоббита» можно и приятно читать без «Властелина колец», а «Властелина колец» — без «Хоббита». И обе эти книги будут прекрасны, даже если вы никогда не доберетесь до «Сильмариллиона», в котором события этих двух книг занимают всего лишь пару абзацев. А почему так? Потому что каждая из этих историй является завершенной.
Я не возражаю против продолжений как таковых. Есть примеры, когда так получаются весьма достойные произведения. Однако продолжение должно быть ценно без привязки к первой части. По сути оно должно быть просто отдельным произведением. Хорошим и интересным само по себе. Тогда и только тогда продолжение будет уместным и, главное, не портить впечатление от оригинальной истории.