Продолжаю осваивать классику викторианской литературы. На «Мидлмарч» Джордж Элиот у меня ушло на порядок больше времени, чем на того же «Домби и сына», который примерно того же объема, но оно того стоило.
Небольшой дисклеймер. Джордж Элиот — это псевдоним писательницы Мэри Энн Эванс. Свое авторство мисс Эванс раскрыла еще при жизни, поэтому часто имя Джордж Элиот используется с местоимением «она». Мне этот подход импонирует, поэтому я его буду его придерживаться.
Самый трудный вопрос, который можно задать о «Мидлмарч» это: «О чем эта книга?». Если пытаться опираться на сюжет, как череду событий, то можно сказать, что «Мидлмарч» — книга ни о чем. В ней происходят самые обычные житейские вещи: кто-то женился, кто-то родился, кто-то умер и теперь всплывает вопрос о его наследстве. Книга очень ровная с точки зрения «накала страстей». Пожалуй, кульминационной точкой является разговор двух героинь, где одна ожидает осуждения со стороны другой, а вторая ведет себя, к удивлению, первой весьма мирно и великодушно. Впрочем, я лично читала «Миддлмарч» порой с большим интересом. Порой важны не сами события, а то как автор их преподносит. Да и за судьбой симпатичных героев весьма занятно следить.
Тяжело так же сходу определить и мораль «Мидлмарча». Поскольку он заявляется как роман о провинциальном городе, то можно легко откреститься, сказав, что автор хотела показать, какой ерундой порой занимают себя скучающие в провинции люди. Однако на мой взгляд именно этот мотив далеко не основной в «Миддлмарче».
В «Миддлмачрче» есть несколько ключевых персонажей. Они очень не похожи между собой, но каждый по-своему интересен и занимателен.
Первая из таких героев — это Доротея. В начале романа она совсем еще молодая девушка. Однако она не по годам зрелая и разумная. Доротея хочет служить чему-то великому, поэтому соглашается выйти замуж за Эдварда Кейсоборна, священника, который годится ей в отцы, и который пишет масштабное исследование о мифологиях. Доротея грезит о том, как она помогает мужу закончить его великий труд. Но, конечно, все оборачивается далеко не так, как ожидает Доротея. Она быстро осознает, что труд всей жизни ее мужа на деле оказывается пустым и не нужным. А саму возвышенную, как кажется Доротеи, фигуру ее мужа омрачает ревность своей молодой супруги к его юному племяннику Уиллу Ладиславу.
Второй ключевой персонаж «Миддлмарча» — Тертиус Лидгейт, врач. Лидгейт увлечен своей профессией. Он старается применять новые открытия и практики в медицине, хотя он и сталкивается с осуждением и недоверием старших коллег. Лидгейт приезжает в Мидлмарч, чтобы он мог спокойно и продуктивно заниматься своей практикой вдали от суеты и интриг Лондона. Однако на его пути встречается Розамонда, дочь мэра. Розамонде больше всего нравится в Лидгейте то, что он не местный. Она использует все свои «женские чары», чтобы очаровать Лидгейта и выйти за него замуж. Как и у Доротеи, брак Лидгейта тоже сталкивается с определенными трудностями.
По мимо этих двух главных героев, в «Миддлмарче» есть много и других весьма колоритных персонажей. Например, мистер Брук, дядя Доротеи, с весьма необычной манерой разговора. Фред Винси, молодой шалопай, который тем не менее находит в себе силы и волю, чтобы пойти по правильному пути и иметь возможность жениться на своей возлюбленной Мэри Гарт. Интересным вышел и Уилл Ладислав: с одной стороны он юная душа, которая никак не может найти своего места, но как место будет найдено, Уилл покажет себя как сильный и волевой человек.
Вообще Джордж Элиот удалось создать необычных и приятных героев. Они не сливаются в единую кучу серой массовки, а каждый так или иначе показывает характер и свои моральные убеждения. И это, как ни странно, отлично работает против убеждения, что люди в провинции скучные и серые. Там полно колоритных персонажей и есть место настоящей человеческой драме. Поэтому я и не считаю, что «Мидлмарч» роман о скучной провинциальной жизни. От того, что люди вне столицы другие и живут по-другому, они не становятся хуже, заурядней.
Больше всего в романе «Мидлмарч» мне понравилось то, как Джордж Элиот показывает ход мыслей героев. Как эмоции перерастают в рассуждения, а рассуждения в сделанные выводы или принятые решения. То есть не просто «Доротея легла спать, обиженная на мужа, а проснулась с таким-то желанием». Нет, Элиот показывает, как развиваются мысли героев. Это указывает на то, насколько хорошо и тонко писательница разбирается в человеческой психологии. Данные рассуждения, на мой взгляд, и составляют самую интересную и занимательную часть книги. Читатель будто заглядывает глубоко в душу героя и начинает по-настоящему понимать его. Для меня, как для автора, это большой урок и то, чему безусловно надо поучиться у такого признанного метра, как Джордж Элиот.
Так все же, о чем «Мидлмарч»? На мой взгляд, ответ на это автор дает в эпилоге, рассказывая о последующей судьбе героев. Мы узнаем, чем закончилась жизнь Лидгейта, Доротеи, Фреда Вински и Мэри, Уилла и всех остальных. Главный вывод, который я сделала из финала такой: да, иногда жизненные обстоятельства не позволяют раскрыть до конца потенциал человека, впрочем это не значит, что это помешает прожить счастливую жизнь, полную своих памятных моментов.
Поскольку «Мидлмарч» хороший классический роман кто-то другой вынесет из него другую мораль. И это хорошо само по себе, когда книгу разные читатели в виду разного своего опыта, воспринимают по разному.
Я с большим удовольствием прочитала «Мидлмарч» и очень рекомендую эту книгу тем, кто соскучился по добротной классической литературе, которую можно смаковать, наслаждаться приятными персонажами и колкими замечаниями автора.