Продолжается мой период изучения трудов великого мыслителя неофрейдиста Эриха Фромма. На сей раз я прочитала «Искусство быть». Из предисловия от издателя я узнала, что собственно это не отдельная книга, а те главы из «Иметь или быть», которые Эрих Фромм выкинул из книги. Он побоялся, что именно из-за этих глав его книга будет неправильно понятаю. И действительно, в «Искусстве быть» есть много спорных мыслей и весьма прямолинейных методов. Однако если хочется заняться самоанализом и переосмыслением себя в этом мире, то советы из этой книги окажутся весьма полезны и, в какой-то степени, универсальны. Здесь я приведу ряд цитат, которые, как я надеюсь, вызовут интерес у читателей моего блога.
Обсуждение шагов по практике искусства жить следует начать с определяющих вопросов: в чем смысл жизни и в чем значение жизни для человека? Но действительно ли это такие важные вопросы? Есть ли причина хотеть жить и отказались ли мы от жизни, если бы таких причин не было?Сама природа или, если угодно, процесс эволюции наделили каждое живое существо желанием жить, и какими бы ни были его собственные причины, они вторичны и только помогают рационализировать этот природный импульс.
Только то исполнение желаний, которое в интересах самого человека, ведет к счастью.
В наиболее общем видеможно определить как развитие человека таким образом, чтобы максимально близко подойти к идеалу человеческой природы или, другими словами, оптимальное развитие в соответствии с условиями жизни, и таким образом, стать тем, кем позволяет потенциал человека.
Современный человек — это человек массы, он высоко «социализован», но очень одинок.
Пока я говорю, я знаю, что существую, что я не никто, что у меня было прошлое, что у меня есть работа, что у меня есть семья. И говоря обо всем этом, я утверждаю себя. Однако мне нужен слушатель; если я буду говорить лишь сам с собой, я сойду с ума.
Не существует контактов между людьми, не влияющих на обе стороны. Ни одна встреча между двумя людьми, ни один разговор между ними, за исключением, может быть, самых бытовых, не оставляют каждого их них неизменными — хотя эти изменения могут быть почти незаметны и проявляться лишь накапливаясь, если такие встречи часты.
Пускай судят по вашим поступкам, и по ним — о ваших истинных намерениях, но знайте, что свободный человек должен объяснять что-либо лишь самому себе — своему уму и сознанию — и тем немногим, у которых есть право требовать объяснения.
Хорошая жизнь — это беззаботная жизнь; необходимость прикладывать большие усилия считается средневековым пережитком; и человек делает их, только если его заставляют сделать это, не добровольно.
Быть счастливым — это участь немногих, а страдания — участь всех людей.
Прихоть — это любое спонтанно возникающее желание без какой-либо структурной связи с личностью в целом и ее целями. Основной показатель прихоти состоит в том, что она отвечает на вопрос «Почему бы и нет?», а не на вопрос «Зачем?». Следовательно, прихоть — это, по сути, результат глубокой внутренней пассивности, смешанной с желанием избежать скуки. Желание основано на активности, прихоть на пассивности.
Реальность накладывает на человека свои законы, избежать подчинения которым он может только во сне, в состоянии транса или безумия.
Самый важный шаг в искусстве быть — это все, что пробуждает или усиливает нашу способность к росту осознания, а что касается разума — к критическому или аналитическому мышлению.
Машинное производство привело к странному заблуждению, что путь к совершенству прям и приятен. Только если человек осознает, что путь к концентрации, как к любому достижению, обязательно приносит неудачи и разочарования, только тогда он сможет не впадать в уныние, которое совершенно неизбежно в процессе обучения.
Если человек не полностью утратил способность чувствовать, если он не стал роботом, то вряд ли сможет избежать болезненных решений.
У большинства людей есть два жизненных сюжета: осознанный, «официальный», который является «заголовком на обложке», и тайный сюжет, который и определяет наше поведение. Есть люди, чей сознательный сюжет представляет собой идеализацию того, к чему они стремятся на самом деле, и, таким образом, оба сюжета, по сути, схожи. Тогда как у других «заголовок на обложке» являет полную противоположность секретному сюжету; он служит лишь для прикрытия, чтобы еще лучше следовать тайному сюжету.
Если я не могу анализировать неосознанные аспекты общества, в котором живу, то и не могу знать, кто я такой, потому что не знаю, какая часть меня — это не я.
Все выдающиеся вещи сложны настолько, насколько редки.
Человек слышит не только для выживания, он может слышать «необычно» с биологической точки зрения, не с чисто биологическими целями. Когда он слышит с другими целями, мы говорим, что он слушает. Слух становится скорее внебиологическим — человечным, активным, созидающим, «свободным», а не просто биологически необходимым качеством. То же справедливо и для других чувств: вкуса, осязания, обоняния.
Обычный человек сегодня очень мало думает сам. Он запоминает информацию, предоставляемую школой и массмедиа, и практически ничего не использует из того, что получает путем собственных наблюдений и обдумывания, того, что требует от него усилий мысли и умения. Он обычно выбирает то или иное клише, предлагаемых политической и религиозной литературой или проповедниками, но его решение не является результатом собственной активной и глубокой мыслительной деятельности. Он выбирает клише, которое больше всего соответствует его характеру и общественному положению.