Я заметила, что порой от давно прочитанных книг в памяти остается только общее впечатление: «хорошая, понравилась» или «так себе». Даже не помнишь, почему понравилось или что же было не так.
Когда я недавно взялась перечитывать «Короля воров» Корнелии Функе, я помнила, что в целом это была милая и интересная книга. Первый раз я ее читала в ранние студенческие годы, мне тогда было от силы лет 18-19. Тогда она мне очень неплохо зашла. Все-таки это пример young adult литературы, тогда это было мне очень по возрасту. Перечитывая, я боялась, что сейчас «Король воров» не зайдет. Все-таки я немного выросла из целевой аудитории. Однако, как это часто бывает, с хорошей книгой — она хороша независимо ни от чего.
В центре сюжета «Короля воров» двое братьев Проспер и Бо. Они недавно потеряли маму и приехали в Венецию. Там они встречают группу других детей-беспризорников, которой покровительствует Сципио, тот самый «Король воров». Сципио сам подросток, но очень мечтает стать взрослым. И так бы и жили сироты на водных улицах Венеции, если бы их тетушка, которая хочет заполучить милого ребенка Бо, не наняла бы частного детектива.
На протяжении чтения всей книги я спрашивала себя, а кто тут главный герой: Проспер или все же король воров Сципио. К концу я поняла, что все-таки они оба. Они оба двигают сюжет вперед. В их спорах и разногласиях раскрываются важные вопросы книги, а так же максимально ярко проявляются черты их характера. И финальный выбор каждого из них становится ярче в именно в сравнении с выбором «соперника». Честно говоря, мне с ходу не приходят примеры такого удачного дуэта героев. Даже более того, без столкновения этих двух персонажей линия группы детей-сирот не ушла бы далеко от шаблона группы, очень удачно сформулированного в «Красных браслетах»: лидер, второй лидер, красивый, умный, девчонка и талисман.
«Король воров» пропитан любовью к двум вещам: Венеции и детству.
Венеция является полноправным героем книги. Хоть в книге и нет лютых описаний города, все же атмосфера волшебного города на воде передается. Впрочем, дело не только в самой атмосфере. В других декорациях история «Короля воров» просто невозможна. Романтический флер этого города является важным сюжетообразующим фактором. Начиная хотя бы с причины, по которой Проспер и Бо приехали сюда: Венеция — это город из сказок их мамы.
Честно говоря, после прочтения «Короля воров» очень захотелось пересмотреть фотографии из своей давней поездки в Венецию, вспомнить город более детально. Мне тогда очень повезло: был теплый солнечный осенний день и не было безумной толпы туристов.
Что касается темы детства, то она ключевая в книге. Все дети хотят повзрослеть, но повзрослев забывают, что значит быть ребенком. Это основная мысль, которую Корнелия Функе даже вынесла в эпиграф. Во время первого чтения, эта идея очень сильно мне срезонировала. Я тогда была еще хорошо помнила себя, как ребенка, являясь при этом вроде как бы уже взрослой. Сейчас, как ни странно, для меня эта мысль до сих пор остается близкой. Порой очень хочется сказать немногочисленным моим знакомым детям: «Наслаждайтесь своим детством! Берите от него все!».
Как я написала выше «Король воров» — это хорошая книга. Поэтому и основные персонажи-дети, и детство как основная тема не делают ее книгой для детей. Я с удовольствием перечитала ее, как бывалый взрослый и даже нашла в ней что-то кроме интересного сюжета, воспоминаний о прекрасном городе Венеции и приятных героев. Наверное, в этом и есть ключевая суть качественной литературы: она актуальная для любого человека любого возраста.