Я взялась за «Пиранези» Сюзанны Кларк мало, что зная об этой книге. Однако предыдущая книга автора «Джонатан Стрейндж и Мистер Норелл» произвела на меня крайне положительное впечатление, поэтому я взялась даже не читать, а слушать «Пиранези».
Опыт прослушивания аудиокниг у меня не очень большой, однако я заметила, что далеко не все книги хорошо воспринимаются на слух. Впрочем, для литературы это, на мой взгляд, нормально. Все-таки они больше созданы для глаз, чем ушей. Однако «Пиранези» как раз таки очень неплохо воспринимается на слух. Наверное, это потому, что Сюзанна Кларк, я заметила это еще по «Джонатану Стрейнджу…», пишет красиво, но при этом (в хорошем смысле) не сложно. Кроме того роман написан в формате дневниковых записей. А дневник, как жанр, не подразумевает длинных и пространных предложений. В общем, «Пиранези» отличный для аудиоформата роман.
В центре сюжета молодой мужчина, автор дневника. Он живет в фантастическом месте: большом доме с большим количеством помещений, каждое из которых заполнено статуями. Он не помнит ни того, сколько ему лет, ни своего имени. Он откликается на вынесенное в заглавие книги «Пиронези», так его зовет второй живой обитатель дома, которого сам главный герой называет просто Другим. Однако незнание столь базовой для каждого человека информации о себе, как кажется, совсем не тревожит нашего героя. Он больше знаете о доме, своем мире, чем о себе, и его это устраивает.
В начале книги Пиранези (буду называть главного героя для удобства так) рассказывает о доме, о своей в общем-то нелегкой жизни в нем. Мы видим «равновесие», которое, как легко догадаться, будет нарушено. Меня лично поразило то, насколько реалистичным получилось описание Дома. Умом я понимала, что мир, в котором живет Пиранези, абсурден. У меня сразу возникло в голове много вопросов, разбивающих эту реальность. Однако на уровне ощущений, эмоций — я поверила в этот мир во всех его странных деталях. Наверное это потому, что история рассказана глазами Пиранези. Для самого Пиранези окружающий его мир понятный, познаваемый, родной. Для него будто все эти разрывы в логике не существуют. Для него не стоит вопрос, верит или нет он в мир, что его окружает. Он в нем живет. Какой тут вопрос веры?
В какой-то момент «зачина» истории я подумала, что в принципе сюжет может дальше пойти в совершенно любую сторону. Это, кстати, особенно затягивало. Очень хотелось узнать, куда в итоге автор поведет своего героя. Однако теперь, уже после завершения книги, понимаю, что выбранное направление повествования единственное возможное в данной истории. Дом, в котором живет герой и его положение настолько абсурдны, что это не может не быть подвергнуто сомнению.
Как и всякую хорошую книгу, «Пиранези» приятно обдумывать и обмысливать после прочтения.
Я поняла, что главный герой, пожалуй, один из самых добрых персонажей, которых я встречала в книгах. Его доброта идет не из простодушия, наивности или слабохарактерности, скорее из глубинного уважения ко всему, что его окружает. Он не теряет этого уважения и своей доброты даже по отношению к тому, кто оказался его врагом. Злоба в принципе обходит его стороной. При этом Пиранези нельзя назвать и плоским персонажем. Он любознателен, он активен, у него развитая эмпатия. При этом, несмотря на то, что с ним происходит, он не вызывает жалости. Я вообще очень не люблю, когда мне давят на жалость. Это какой-то запрещенный, на мой взгляд, писательский прием. В общем мне Пиранези, как персонаж понравился, запомнился и даже, пожалуй, полюбился.
В своей заметке про «Джонатана Стрейнджа и Мистера Норелла» я отмечала, что книга настолько в духе классических романов 19 века, что не очень понятно, какую мораль в ней должен найти современный читатель. «Пиранези», напротив, производит впечатление книги вне временного контекста, а потому более универсальной. Да, формально действие происходит в 2010-х годах, но в равным успехом оно могло быть в любую другую. На мой взгляд это важно, так как позволяет читателю найти в этой истории мораль, которая не привязана к духу времени.
Что касается морали, то, вероятно, разные люди найдут в «Пиранези» свой смысл. Это хорошо и это правильно. Вообще приятно, когда книга оставляет должный простор для трактовок и дискуссий.
На мой взгляд именно конец истории несет основную моральную нагрузку. Тот финальный выбор, что делает главный герой и является выводом, солью этой истории.
Первая мысль, которая пришла в голову почти сразу после прочтения: человеку нужен человек. Нам нужны другие люди, чтобы наполнять жизнь смыслом, даже если смысл жизни не в этих конкретных людях. Свой финальный выбор Пиранези делает отказываясь от абсолютного одиночества в пользу людей, которых он даже толком не знает.
Вторая мысль, к которой я пришла уже после некоторого осмысления книги. Эта история о том, что в жизни человека бывают разные важные этапы. На каждом из этих этапов человек может быть по сути отдельной личностью. Да, нести некоторые черты себя предыдущего, но в целом быть другим. Каждый этап оставляет свои следы на человеке. Даже если очередной этап заканчивается, это не значит, что нельзя с теплотой его вспоминать, признавать его вклад в свою жизнь.
Вероятно, «Пиронези» рождался из красивого и странного образа дома с тысячей комнат, однако Сюзанне Кларк удалось глубокий роман, оставляющий очень приятное «послевкусие». Это интеллектуальное, но не занудное произведение, каких на самом деле очень не хватает.